vk fb
620012,  Екатеринбург,
ул. Машиностроителей, 11
e-mail: mail@rsvpu.ru
версия для слабовидящихверсия для слабовидящих

Кафедра философии, культурологии и искусствоведения (ФЛК)

Кафедра была сформирована как отдельное подразделение в 1984 г.

Состав кафедры: 1 доктор философских наук, профессор, 5 доцентов, кандидатов наук, старший лаборант, всего – 7 членов коллектива.

Зав. кафедрой: Кислов Александр Геннадьевич

Телефон кафедры: 8 (343) 221-46-57

Кафедра находится по адресу:

Ул. Машиностроителей, 11. Корпус №2

Кабинеты №№ 2-428, 2-429, 2-431

Научно-исследовательская работа: НИР кафедры ведется по теме «Творческий потенциал личности: антропологический, социальный и культурологический аспекты» в рамках научного направления: «Теоретические и прикладные исследования гуманитарных проблем в области профессионального и профессионально-педагогического образования». Преподаватели публикуют монографии, статьи в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК, и индексируемых научных изданиях, активно участвуют в Философских конгрессах, Международных, Всероссийских конференциях, в различных фестивалях и конкурсах.

Образовательная деятельность: Преподаватели ведут образовательную деятельность среди обучающихся по всем направлениям бакалавриата, магистратуры и аспирантуры РГППУ. Основными читаемыми дисциплинами являются «Философия», «Методология научного исследования», «История и философия науки», «Эстетика», «Культурология», «История искусств», «История и теория дизайна» и др. 

Методическая работа: Ряд учебных дисциплин обеспечен учебными пособиями и хрестоматиями, подготовленными преподавателями кафедры.

История кафедры

Кафедра была сформирована как отдельное подразделение в 1984 г.

Первоначальное ее название «Кафедра философии и научного коммунизма».

С 1987 г. «Кафедра марксистско-ленинской философии»

С 1989 – 2008 годы «Кафедра философии»

С 2008 г. «Кафедра философии и культурологии» в составе Института искусств РГППУ, а после слияния с кафедрой «Теории и истории искусства и дизайна» (ТИС) приобрела настоящее название «Кафедра философии, культурологи и искусствоведения» в структуре Института психолого-педагогического образования.

В 2015 году на кафедре был обеспечен выпуск бакалавров по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное образование (по отраслям), профиль «ДПИ и дизайн», профилизация «Искусствоведение».

С 2014-2017 гг. кафедрой были обеспечены 3 выпуска магистров – направление подготовки 44.04.04 Профессиональное образование (по отраслям), магистерская программа «Искусство и дизайн».

Кафедра ведет подготовку кадров высшей квалификации (аспирантов) по 2 направлениям:

47.06.01 Философия, этика и религиоведение по двум профилям:

«Социальная философия» и «Философская антропология, философия культуры»;

51.06.01 Культурология - профиля «Теория и история культуры».

В результате этой работы на кафедре накоплен значительный массив научного и учебно-методического сопровождения указанных программ.

В разное время на кафедре работали высококвалифицированные ученые и преподаватели. Доктора наук: Андреев Ю.П., Ветошкин А.П., Гончаров С.З., Зборовский Г.Е., Кириллова Н.Б., Костерина А.Б., Костина Н.Б., Князев В.М. и др.

Кандидаты наук: Бобрихин А.А., Кленов Л.А., Климова Г.П., Копалова Л.Г., Коржевская Н.М., Ослоповских Л.Ф., Остапенко Н.Н., Попкова М.Д., Ситяева Л.П., Старостова Л.Э.

С первых лет становления университета (1979) кафедра проводила большую работу по духовному воспитанию студентов. Была создана эффективная Система нравственно-эстетического воспитания (СНЭВ). Одним из создателей и руководителей с 1982-1986 являлся Климов В.П. Кафедра обеспечивала ведение теоретических дисциплин СНЭВ: Основы Изобразительного искусства (Климова Г.П.), Основы киноискусства (Кириллова Н.Б.), Основы музыкального искусства (Розенблатт А.В.; Рева В.В.), Эстетика (Копалова Л.Г.), Основы дизайна (Климов В.П.), Деловая этика и культура общения (Костина Н.Б.). 

 

Научно-исследовательская работа

Научное направление: Теоретические и прикладные исследования гуманитарных проблем в области профессионального и профессионально-педагогического образования

Тема НИР кафедры «Творческий потенциал личности: антропологический, социальный и культурологический аспекты».

Этапы работы:

  • 2016 год. Концептуальные основы продуктивно-творческих сил личности. Результат: сборник научных трудов (РИНЦ); статьи, индексируемые в Web of Science или Scopus – 1, РИНЦ -17. Аннотированный отчет.
  • 2017 год. Концептуальная основа понимания социальных факторов роста творческого потенциала личности. Результат: сборник научных трудов (РИНЦ); статьи, индексируемые в Web of Science или Scopus – 1, РИНЦ -17. Аннотированный отчет.
  • 2018 год. Концепция развития продуктивно-творческих сил личности в пространстве культуры и образования. Результат: сборник научных трудов (РИНЦ); статьи, индексируемые в Web of Science или Scopus – 1, РИНЦ -17. Аннотированный отчет.

Публикационная активность преподавателей осуществляется, главным образом, в рамках темы НИР кафедры.  Регулярно в свет выходят монографии, сборники статей, статьи в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК, и индексируемых научных изданиях.

Кроме того, преподаватели кафедры занимаются исследованиями, связанными с изучением креативности гуманитарного образования в антропологическом, социальном, культурологическом и искусствоведческом аспектах, участвуют в написании коллективных научных трудов.   Результатом являются научные сборники, монографии, статьи в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК, и индексируемых научных изданиях, принимают активное участие в Философских конгрессах, Международных, Всероссийских конференциях, в различных фестивалях, выставках и конкурсах.

Издания 2017 года:

  • Креативно-антропологические основы подготовки педагогов профессионального обучения и развития в системе высшего образования: коллективная монография / Л.М. Андрюхина [и др.]; под ред. С.З. Гончарова, Е.В. Поповой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 371 с. 
  • Сборник научных статей «Творческий потенциал личности: антропологический аспект», памяти С.З. Гончарова.

Список наиболее значимых научных публикаций преподавателей кафедры ФЛК:

Монографии:

  1. Бобрихин А. А. Пространство народной культуры: монография. Екатеринбург. : Форум-книга, 2010. 182 с.
  2. Головкова М. И. Кто задает тон в актуальном искусстве: монография /М.И. Головкова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2012. 160 с.
  3. Гончаров С. З. Логика мышления и аксиология сердца: монография. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. 512 с.
  4. Гончаров С. З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч.С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008-2014.
  5. Ершова М. А. Антропологическое направление русской духовно-академической философии: общее и особенное. Монография /Научн. ред. Б.В. Емельянов. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 145 с.
  6. Климов В. П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 110 с.;
  7. Климова Г. П., Климов В. П. Эстетический вкус как проектная культура и творчество личности. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 110 с.;  
  8. Климов В. П. Культурологические модели дизайна: интеграция, полиэмпиризм, полифония». Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013. 130 с.
  9. Кислов А. Г. Толерантность как практическая философия педагогики. Екатеринбург: Полиграфист, 2005, 187 с. (в соавт.).
  10. Кислов А. Г. Оправдание детства: от нравов к праву. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002, 165 с.
  11. Логиновских Т .А. Социальный эксперимент как форма инновационной практики: монография. Екатеринбург, 2011.  119 с.
  12. Попова Е. В. Онтологическая и гносеологическая специфика нормы. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 122 с.
  13. Рахова Е. Э. Православное учение о нравственной воле человека. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2010. 87 с.
  14. Рахова Е.Э.  Православная нравственно-аскетическая традиция как основа русской этики: монография / Е.Э. Рахова . Екатеринтбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2015. 222 с.

Методическая работа

Преподаватели кафедры практически ежегодно выпускают новые учебные пособия и хрестоматии по читаемым дисциплинам. В настоящее время также осуществляется подготовка изданий, которые выйдут в следующем учебном году.

Издание 2017 года: Культурология: учебное пособие для студентов профессионально-педагогических вузов / Е.В. Попова, Л.А. Клёнов. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. 209 с. ISBN 978-5-8050-0631-0

Список учебных пособий и хрестоматий преподавателей кафедры ФЛК:

  • Философия: культурно-историческая трансформация философского знания (учебное пособие) / Е. А. Батюта, Л. А. Мясникова, Е.Ю. Погорельская, Е.А. Фоминых, Л. С. Чернов. Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2016. – 274 с. ISBN 978-5-7741-0285-3
  • Организация дипломного проектирования для студентов специальности «Прикладная информатика в области социальных коммуникаций» : учеб.-метод. пособие /В.П.Климов, Г.Б.Захарова, Г.П.Климова. Екатеринбург: УралГАХА, 2011.51 с.
  • Культурология: учебное пособие для студентов профессионально-педагогических вузов / Е.В.Попова, Л.А.Клёнов. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 250 с. (Гриф УМО)
  • Рахова Е.Э. Хрестоматия по православной этике. Екатеринбург, РГППУ, 2010. 231 с.
  • Профессиональная этика: учебное пособие для вузов / Н.М. Коржевская, Л.П. Ситяева, Н.Н. Остапенко. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2009. 120 с.
  • Рахова Е.Э. Хрестоматия по Религиоведению: Часть 3. Секты. Екатеринбург, РГППУ, 2008. 222 с
  • Рахова Е.Э.  Хрестоматия по Религиоведению: Часть 2. Римо-католичество и протестантизм. Екатеринбург, РГППУ, 2008. 118 с.
  • Гончаров С.З. Философия совершенства Ивана Ильина: учебное пособие для высших учебных заведений.  Екатеринбург: Уральский институт бизнеса, 2007. 551 с
  • Учебное пособие по дисциплине «Логика» для студентов всех специальностей дистантной формы обучения. (Электронная версия). / М.А.Остапенко, А.ВТолпегин. 2007. 5 п.л./2,5 п.л.
  • Климов В.П. Итоговая аттестация педагогов профессионального обучения в области дизайна. Опыт реализации : учеб. пособие для учреждений высшего и среднего проф. образования [Гриф УМО] / В. П. Климов [и др.] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Санкт-Петербург. гос. ун-т, Нальчикский колледж дизайна ; отв. ред. Е. В. Ткаченко. - СПб. :Тускарора, 2006. - 111 с.
  • Рахова Е.Э.  Хрестоматия по Религиоведению: Часть 1. Православие. Екатеринбург, РГППУ, 2006. 176 с.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter