vk fb
620012,  Екатеринбург,
ул. Машиностроителей, 11
e-mail: mail@rsvpu.ru
версия для слабовидящихверсия для слабовидящих

Cтановление Уральской школы по изучению 
проблем развития ремесленничества и профессионального ремесленного образования

Научные руководители

Г.М. Романцев – действительный
член Российской академии
образования, доктор педагогических
наук, профессор (Россия);

Б. Тидеманн – действительный
член Академии профессионального
образования (Германия).

Ремесло во все времена играло большую роль в хозяйственной практике человека. Ремесленничество было не только особым видом производственной деятельности, но и способствовало развитию научных знаний, улучшению техники и технологий. Не останавливалась в своем развитии, совершенствуясь и видоизменяясь вместе с научно-техническим прогрессом, ремесленничество веками сохраняло неизменными свои особые характеристики: рукотворность, сакральность, преемственность. При этом истинно ремесленная деятельность, всегда осуществлялась профессионалами-умельцами, передававших, в условиях своих небольших мастерских, секреты своего ремесла, что и стало прообразом современного ремесленного обучения.

В советский период ремесленничество, как разновидность индивидуальной, частнособственнической деятельности, находилось под запретом и было вытеснено из хозяйственной жизни общества. Поэтому в нашей стране многие десятилетия не поднимались вопросы организации системного обучения ремесленному мастерству. Только после перехода России к рыночным отношениям и законодательного разрешения частного предпринимательства, ремесленничество, в современном его понимании, стало быстро занимать всё большее место в общехозяйственном комплексе страны.

Сегодня под ремесленной деятельностью понимается особый вид предпринимательской деятельности, основанный на современных технологиях одной из ремесленных профессий, направленный на производство товаров или услуг по индивидуальным заказам или небольшими партиями, исходя из конкретных запросов населения или организаций. Ремесленными видами деятельности, по сути, являются как традиционные для России ремёсла – художественные и народные промыслы, так и производственное ремесло, представленное большим многообразием ремесленных профессий в строительстве, металлообработке, бытовом обслуживании, пищевом производстве и др. Ремесленная деятельность, как разновидность малого предпринимательства, способствует созданию новых рабочих мест, формированию среднего класса, закладывает основы стабильности в современном демократическом обществе.

В настоящее время в России ремесленничество переживает своё второе рождение. Однако его становление и развитие связано с рядом объективных и субъективных трудностей, в том числе отсутствием: федерального законодательства, перечня ремесленных профессий в российском тарифно-квалификационном справочнике, профессиональных и образовательных стандартов ремесленных профессий и т.д. При этом за рубежом в последнее столетие накоплен значительный опыт по обучению ремесленников разных специальностей. Именно поэтому, с опорой на западноевропейский, и, в первую очередь, немецкий опыт подготовки ремесленников, были сделаны первые шаги по развитию системы профессионального ремесленного образования в России.

Начало созданию системы ремесленного образования было положено в рамках германо-российского модельного проекта «Поддержка ремёсел путем профессионального образования», который реализовывался в г. Москве в 1994–1999 гг. при финансовой поддержке Федерального правительства Германии. Целью проекта являлось организация учебного заведения нового типа, дающего выпускникам профессиональное ремесленное образование европейского уровня квалификации, с перспективой мультиплицирования наработанного опыта в другие образовательные центры.

Для реализации проекта, на базе бывшего строительного профессионально-технического училища, был создан Профессиональный лицей ремесленников № 331. Выпускники лицея за три года обучения на базе начального профессионального образования получали строительные профессии ремесленного типа: маляр-дизайнер, плиточник-мозаичник, столяр и штукатур-реставратор…

Полный текст истории становления Уральской школы по изучению проблем развития ремесленничества и профессионального ремесленного образования

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter