vk fb
620012,  Екатеринбург,
ул. Машиностроителей, 11
e-mail: mail@rsvpu.ru
версия для слабовидящихверсия для слабовидящих

Обладатель гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), РГППУ стал организатором «Батышевских педагогических чтений» - 2011

Всероссийская научно-практическая конференция «БАТЫШЕВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ» прошла в Екатеринбурге с 16 по 17 ноября в Гостинично-развлекательном комплексе «AVS Отель». При грантовой поддержке РГНФ организатором мероприятия в этом году стал РГППУ (Кафедра профессиональной педагогики, Институт психологии).

Данная конференция имеет высокий статус национального мероприятия. На этот раз она была посвящена проблемам развития профессионального образования России на основе научного наследия С.Я. Батышева. Участники мероприятия – учёные и педагоги, приехавшие на Урал из разных городов России (среди них Казань, Сургут, Ханты-Мансийск, Орск и др.). В выступлениях ими были затронуты такие научные вопросы, как качество образования в России и инструментализация диагностики учебных достижений учащихся; оптимизация и активизация оценки качества образования.

Тематика нынешних чтений включала также обсуждение следующих проблем: модернизация профессионального образования в условиях перехода к информационному и постиндустриальному обществу; тестовые технологии, диагностирование результатов обучения; оценивание результатов обучения.

В рамках научных школ конференции авторские мастер-классы провели видные российские исследователи – доктор педагогических наук, профессор, гл. ред. журнала "Педагогические Измерения" Вадим Сергеевич Аванесов (г. Москва) и ведущий специалист в области измерения латентных переменных в области образования РФ, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Славянского-на-Кубани государственного педагогического института, зав. лабораторией объективных измерений СГПИ Анатолий Андреевич Маслак.

Наталья Евгеньевна  Эрганова  – зав. кафедрой профессиональной педагогики РГППУ, доктор педагогических наук, профессор:

«В нашем университете чтения проходят уже во второй раз. В 2010 году конференция была приурочена к 10-летию учреждения Уральского Отделения РАО, а в этом Кафедра профессиональной педагогики РГППУ выиграла грант РГНФ на проведение такого масштабного мероприятия, которое по срокам совпало с внедрением ФГОС III поколения. В данных стандартах предусмотрена стандартизация результатов образования как системы: тех, которые ожидают работодатели и сами студенты».

В связи с этим логично было пригласить на конференцию ведущих российских ученых, которые работают в рамках проблематики выявления, измерения и объективизации оценки результатов образования.

«Неслучайно главными экспертами и ведущими мастер-классов на Батышевских чтениях сегодня выступают известные исследователи, доктора наук, профессоры В.С. Аванесов («Теория и практика педагогических измерений», технология разработки тестовых заданий) и А.А. Маслак («Измерение компетенций и других латентных переменных в образовании»). В реальной педагогической практике эти подходы стоит скорее интегрировать, нежели противопоставлять друг другу», - пояснила Н.Е. Эрганова.

Во время перерыва в кратком интервью мы успели задать несколько вопросов эксперту в области педагогического измерения результатов обучения и главному редактору столичного журнала «Педагогическое измерение» Вадиму Сергеевичу Аванесову.

- Что побудило Вас откликнуться на приглашение организаторов и приехать на конференцию?

- Во-первых, это уважение к имени С.Я. Батышева*. Я знал его лично, а в сложное время он даже помог мне в профессиональном развитии своим мудрым советом работать в Академии педагогических наук, к которому я прислушался. Вторая причина – это то, что здесь связали тему государственных стандартов с попыткой измерить результаты обучения согласно этим стандартам, что подразумевает грамотный подход к поиску методов такого измерения.

- Какие, на Ваш взгляд, существуют эффективные формы контроля усвоения учебного материала, кроме стандартизированных тестовых заданий?

- Безусловно, это могут быть разного рода презентации, защита исследовательских проектов, выступления в дискуссиях, конструирование приборов. Творческая работа всегда видна. Один методика или форма оценивания не отменяет другой, не должна ей противоречить, - здесь надо подбирать лучшую конфигурацию. Педагогам в этой связи необходим собственный опыт понимания, нужно выработать конкретные критерии оценивания.

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об учителях и педагогах, участвующих в этом году в «Батышевских педагогических чтениях».

- Как и ожидал, впечатления складываются самые положительные. На мой взгляд, все современные педагоги – это подвижники, люди, преданные идее, своей работе, отзывчивые ко всему новому. Надеюсь, и руководители образовательных учреждений понимают, какими бесценными сотрудниками управляют. Хорошо, что сегодня есть возможность обучать педагогов инновациям в сфере образования. Это также и повод собраться вместе, в процессе общения обменяться мнениями, поделиться опытом педагогической деятельности.

   

*Сергей Яковлевич Батышев прошёл путь от преподавателя до заместителя председателя Госпрофобра СССР (должность, по своему рангу превышающая тогда пост союзного министра).

В науке он стал создателем нового направления – производственной педагогики, возглавил отделение педагогики и психологии профессионального образования. За мужество, проявленное в боях на Сандомирском плацдарме во время Великой Отечественной войны, С.Я. Батышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Видный научный деятель, именно Сергей Яковлевич выдвинул концепцию о том, что успех обучения зависит от того, используются ли при этом передовые достижения не только педагогики, но и психологии, а также других научных дисциплин.

В 1969 г. успешно защитил докторскую диссертацию, был не только избран действительным членом АПН СССР, но и возглавил отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования, созданное по его инициативе в составе Академии педагогических наук. С 1990 г. – Почетный член Международной академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

фото Ирины Алексеевой
Мария  Сергеева
, журналист молодёжной редакции

наверх

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter