vk fb
620012,  Екатеринбург,
ул. Машиностроителей, 11
e-mail: mail@rsvpu.ru
версия для слабовидящихверсия для слабовидящих

Продолжение ПРАЗДНИКа на земле Югорской

Помните, уважаемые читатели, с чего начинался мой рассказ о 15-летнем юбилее филиала в г.Советском? Да-да, с того, что меня, как школьницу «отсчитали» за нерасторопность, когда все уже готовы ехать на праздник (читайте первую статью «Праздник на земле Югорской» в новостной ленте).

Далее было следующее. Наш уважаемый коллега, преподаватель, ученый секретарь кафедры ППО филиала РГППУ в г. Советском Евгений Владимирович Зудов  любезно сопровождал нас, представителей головного вуза РГППУ, по всем «гостевым» точкам города на своей иномарке (спасибо огромное!). Благодаря этому человеку мы побывали на  удивительном по своей природе празднике  хантов* и манси** – «Вороний день».

 Но сначала была творческая  встреча со студентами филиала. Меня, как редактора газеты и автора коллекции кукол «Карнавал Прекрасных Дам» представили студентам. Немного предыстории…

О творческой встрече, которую я планировала провести со студентами филиала, со Светланой Зарифовной Шадриной (директором филиала РГППУ в г.Советском) мы договорились за неделю до командировки. Студенты собрались, встреча началась и, вдруг поступило предложение побывать на национальном празднике народов севера. Отказаться от него было невозможно. И вот почему. В моей коллекции есть раздел (один из 22-х), под названием «Великой Северной Тропой», повествующий о народах севера в стихах и куклах. Но об этом чуть позже.

 Освободив фотоаппарат (насколько позволяло время) от фотографий с прошедшего вечера, получив «выговор» от Светланы Зарифовны (см.выше) мы выехали…

Дорога предстояла не очень длительная, минут на 40, а погода тем временем оставляла желать лучшего: валил крупный, весенний снег.

На ханты-мансийском празднике Вороний деньВороний день народов манси и ханты.  Говорят, что весна на Севере наступает бурно. Возможно.  За одни сутки это почувствовать невозможно, хотя, в первой половине дня было морозно, грязно и сыро, а вторая половина порадовала небольшим количеством солнечного света и относительного тепла.

Мы ехали на праздник ханты и манси – «Вороний день». Кстати, Вороний день празднуют, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. Традиционные календарные праздники северных народов  часто приурочены к нашим, церковным. Так, Вороний день (день прилета) – как бы весть о пробуждении природы и жизни. Он сближается по смыслу с Благовещеньем и многими праздниками начала весны. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

Раньше в этот день взрослые ходили друг к другу в гости, собирались в домах, и готовили много еды из мяса домашних животных. Пища, приготовленная из отдельных зерен, означала ростки новой жизни.

Земляная кровать в жилище кочевникаНародное гуляние, по традиции, проходит в лесистой местности, под Югрой, в «музее» под открытым небом. Посетители  могут приобщиться к культуре малых народов севера – побывать в жилище ханты и манси – чуме, или «земляном доме» - кот-мых. Это сделанная по особым технологиям землянка, которая естественным образом «врастает» в окружающую среду и не наносит никакого ущерба природе. Дёрн, которым покрывается «дом» настолько прорастает в проваренную бересту, на предварительно  покрытой крыше, что образует своеобразный монолит и оберегает жителей от внешних воздействий. Всё это мы видели там. А ещё видели «деревья счастья»: сосны и берёзы, украшенные разноцветными полосками ткани, привязанные к веточкам. Это заветные желания, которые должна исполнить матушка природа для женщины: женское здоровье, удачное замужество, рождение здоровых детей, семейное благополучие.  Пришлось и нам принять участие в этом действе – хоть подержаться за деревья (!).

Первый, «театральный» персонаж, который встречал всех у входа в парк – ворона. В разные времена она выглядела по-разному (см.рис.). А вот и современный вариант (см.фото). Не знаю, на мой взгляд, те вороны были более естественны, а вам как кажется, уважаемые читатели? Эта ворона больше похожа на мультяшный персонаж.

Между прочим, в вороньей песне, записанной собирателями фольклора, есть  такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!» По обычаям ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а, выходя замуж, брали их с собой в новое жилище.
Непременным элементом праздника были и остаются традиционные ханты-мансийские танцы.

Всех выступлений нам увидеть не удалось, но кое-что запомнили. На сцене, под мистические удары бубна, танцевали девчушки, лет трёх-пяти. В накидках, расписанных национальным орнаментом, малыши лихо выводили  под чутким руководством ведущей па, изображавшем весеннее поведение птиц. Смотреть на такое – одно удовольствие (см.фото)! Не зря говорят, что эти танцы имеют и магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.

 У весенних праздников ханты и манси много общего: особая роль женщин и детей, птичьи атрибуты, украшенное дерево как центр праздника, жертвоприношение, некоторые виды обрядовой пищи.

ханты и мансиКстати, в Вороний день ханты и манси гадали и наблюдали за природой. Например, если ветер дул с севера, то «сорок утренников пройдет до тепла», то есть сорок дней сохранится холодная погода; если прилетевшая ворона сядет на верхушку дерева, говорили, что будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяли, много ли будет рыбы и ягод. Обские угры были уверены в том, что некоторые магические приемы должны действовать в преддверии или в день праздника. В ночь на 7 апреля выходили на дорогу и раскладывали комки лошадиного навоза. Считалось, кто больше соберет их утром, у того будет много утиных яиц летом и удачная охота.
Возрождение календарных праздников тесно связано с восстановлением развитием традиционного образа жизни. В ходе исторического развития народов Севера выработалось особое отношение к природе. Они старались приспособить общественную и хозяйственную жизнь к ритмам космоса. Цикличность ритуалов, по мнению и участников, должна сберечь цикличность промысловой деятельности. Особое место в этом ряду принадлежит Вороньему празднику – значительном  событию в жизни ханты и манси. 0сновные идеи Вороньего дня близки, понятны всем, так как ассоциируются обновлением природы, жизни и культом плодородия. В Ханты-Мансийском автономном округе вот уже несколько лет вновь отмечают Вороний день – традиционное  торжество, лежащее в основе возрождения культуры этих народов.

Теперь о творческой встрече. Она всё-таки состоялась после поездки. Совершенно не зная о таком празднике, как Вороний день, на котором мне довелось побывать, к творческой встрече со студентами филиала я приготовила презентацию одного из разделов своей коллекции кукол – «Великой Северной Тропой» (см.презентацию). Там есть стихи, рождённые под влиянием той литературы, которая десять лет назад повествовала о бедственном положении народов севера. Что изменилось с тех пор? Судите сами:

«Человек  и  север»

Самобытная культура народов Севера – табу!

Их собственность на землю, воду, – неразрешимое в миру.

Не будет нынешний чиновник этнокультуру изучать,

Ему вполне хватает знаний, чтоб нормы права соблюдать…

Общинный, разношёрстный хор народов Севера – беззвучен.

И обречён, поскольку, он правам на вотчину обучен:

Как на общинный, сельский двор, как на «традиции семейны», –

Не будет сын, семья и род владеть угодьями селений!

Лишь на бумаге прав не счесть, средь них обычаи народов:

Аборигенам – статус, честь…

На деле же: «твой дом – дорога!»...

2002 г.

И ещё:

«Будущее севера»    

 

На  карте Север – белой шапкой,

Короной (!) монолит лежит…

А в жизни кто «железной хваткой»,

Поправ естественность среды,

Ведёт «войну» с его народом,

Выкачивая нефть и газ?

Таких десятки (их немого!)

Но ТАМ их нет, –  они средь нас!   

Им не нужны проблемы нивхов,

Саамов, ханты, нганасан…

Они вперёд бегут и лихо

«Срывают куш» с земли. Леса

«Под их пятой» –  бледнеют, плачут

«Народы: вам – короткий век!»

Забыли «в гонке», что же значит

Для севера  СВОЙ  человек!?...

 

                 2002 г.

 

Ещё рассказала студентам о таких разделах, как «Мини-музей», «Куклы-модели», «Кукольная интерпретация известных художественных произведений». Вопросов задавали много. Запомнился такой: «Я своему ребёнку, в связи с его плохим зрением ( у него минус два) не разрешаю заниматься творчеством, хотя он очень любит что-то делать своими руками. Что делать?»

Отвечаю: Ни в коем случае не запрещайте ребёнку заниматься творчеством! Какое бы неудобство оно не доставляло вам (клей, краски, бумага, опилки, мусор…). Запретом на творчество вы закрываете ребёнку дорогу в мир фантазий, мечтаний, умений и воплощений. Зрение может быть исправлено, а душа – как?  Только в творении он сможет оценить своё достойное пребывание на земле и почувствовать важность и нужность своей персоны. Поверьте, это не пустые слова.

Вот так. Встреча подошла к концу, пора собираться в обратный путь – в Екатеринбург. Командировка заканчивалась. Впереди – путь домой. Но это уже совсем другая история. Обязательно расскажу чуть позднее.

 С уважением ко всем читателям Ирина Викторовна Алексеева, главный редактор газеты «МЫ-РГППУ»

 


*ХАНТЫ – коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Общая численность 22,5 тыс. человек.
Среди ханты выделяется 3 этнографические группы – северная, южная, восточная. Они отличаются диалектами, особенностями в хозяйстве и культуре. До начала XX века русские называли ханты остяками. Говорят на хантыйском языке, письменность на основе русской графики, верующие ханты – православные. Основные занятия – охота и рыболовство.

**МАНСИ – небольшой народ, около 7 тысяч человек, живущий в основном в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области. Манси объединяются с ханты под названием обские угры. Манси и их ближайшие родственники ханты являются коренным населением западно-сибирской тайги. Еще несколько столетий назад территория манси распространялась гораздо дальше к западу, но  более сильные и воинственные племена коми-зырян оттеснили их в Зауралье. В XVI веке манси были данниками сибирского хана Кучума, воевавшего с Ермаком. После поражения Кучума земли манси вошли в состав Российского государства. Прежнее название манси – вогулы. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие о контактах с ненцами, коми, татарами, башкирами и др. Особенно тесными были контакты между северными группами ханты и манси.
Основные традиционные занятия – охота и рыболовство, у части манси – оленеводство.



Использованная лит-ра //Северные просторы.- 1995.- № 2-3, С. 53-56

 

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter