vk fb
620012,  Екатеринбург,
ул. Машиностроителей, 11
e-mail: mail@rsvpu.ru
версия для слабовидящихверсия для слабовидящих

Хвалынский цвет: погружение. Этюды. Наброски. Зарисовки

23–24 августа 2018 года в г. Хвалынске Саратовской области прошла всероссийская научная конференция, посвящённая жизни и творчеству великого русского художника Кузьмы Петрова-Водкина и приуроченная ко 140-летию со дня его рождения.

Юбилейная дата широко отмечается в России, выставки, научные конференции, посвященные творчеству мастера, проводятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хвалынске и других городах. Не остался в стороне от юбилейных мероприятий и Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Преподаватель РГППУ, доцент кафедры дизайна интерьера А.В. Степанов принял участие в конференции и выставочных проектах на родине К.С. Петрова-Водкина — г. Хвалынске. К юбилею художника А.В. Степанов подготовил персональную выставку этюдов Хвалынска и зарисовок в авторской технике «аквамаркер», а также поэтическую композицию «Красные кони».

Степанов Александр Владимирович — многолетний друг художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. Первое знакомство с ним произошло в 2003 году на четвёртой петрово-водкинской конференции, где он участвовал в качестве докладчика. Ведь Александр Владимирович не только член Союза художников, но и член Союза журналистов, Союза педагогов-художников, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна интерьера Российского государственного профессионально-педагогического университета в Екатеринбурге. Но главное его призвание — поэзия, причём не в узком смысле стихосложения, а в широком – преображения мира. Ведь настоящий поэт должен не мыслить, а, подобно природе, наводить на размышления, он пропускает через себя мир и претворяет его, чтобы вызвать ответный «звук». Чем отличается настоящий поэт от обычного человека? Человек, вышедший, к примеру, после болезни из дому либо вернувшийся с войны, видит всё в преувеличенно ярких красках. Так вот: поэт видит мир двойной яркости просто по природе зрения, всегда, - без больницы и без войны. Таково зрение и у художника. Причём у Степанова оно ещё и концентрированное, он стремится к минимализму.

Акварели, представленные на выставке, небольшого размера, но ведь мы знаем, что «величие замысла» не зависит от «формата». И это в живописи произошло без малого полтораста лет назад, когда скромный по размеру пейзажик, например, Клода Моне оказался куда значительней батального или исторического полотна на всю стену. Сам художник говорит: «Погружение — это непременный начальный этап разработки любой темы в любом виде творчества — художественном, научном, литературном и т.д. Начинать визуальное погружение в бездонную тему хвалынского цвета, безусловно, лучше с маленьких набросков, зарисовок, этюдов и т.п.».

На выставке наряду с натурными этюдами и зарисовками, есть и стилизованные работы. Их, как правило, художник дорабатывает дома, используя свою авторскую технику «аквамаркер», он обрабатывает водой с помощью кисти маркерный этюд: «Вода рисует замечательно, давая возможность формировать оригинальные, неожиданные фактуры-образы, — говорит А.В. Степанов, — Эту технику я придумал в Хвалынске и назвал её «аквамаркер». Работать в такой технике — одно удовольствие, так что рекомендую всем, кто пожелает. Смешанную технику применяю на основе «аквамаркера» и акварели». Эта техника даёт возможность обобщения, подобно тому, как мы видим стилизованные рисунки цветов или деревьев, изображающие не тот или другой индивидуальный цветок, не определённое дерево, а поэтическую идею цветка или дерева вообще — работы, возвращающие нас к наивному представлению детства и в то же время столь чуждые наивности. Про детство тут вспомнилось неслучайно, художник применяет наряду с традиционными акварельными «брендами» — «Ленинград», «Сонет» — медовую акварель Ярославского завода красок, которую обычно используют в детском творчестве. По словам художника: «Медовая «детская» акварель придаёт этюдам особый колорит и плотность цвета. Кроме того в ней хорошие белила». Художник экспериментирует не только с цветом, используя наряду с акварелью гуашь, акрил, но и с техниками, в частности, на выставке есть работы, выполненные тоже в авторской технике «роллинг» — рисование строительными валиками. Так что выставка «Хвалынский цвет» погружает в экспериментальную лабораторию мастера.

Так какой же он — цвет Хвалынска? Когда задаёшь этот вопрос гостям города, то слышишь в ответ: синий — неба и Волги, зелёный — окружающих лесов и белый — меловых просветов среди них. Александр Владимирович смог увидеть не только множество оттенков в этих основных «заглавных», но и множество дополнительных или контрастных к ним: розово-сиреневых вечерних сумерек, краснокирпичных оттенков архитектуры, жёлто-коричневых полей подсолнечника и ещё множество цветных рефлексов, которыми предметы «разговаривают» друг с другом. Зрителю осталось только погрузиться в хвалынский цвет и напитаться им.

Свою выставку А.В. Степанов посвящает 140-летию со дня рождения истинного колориста К.С. Петрова-Водкина и щедро дарит гостям и жителям города свои работы, как «зарубки» на память о хвалынском цвете.

Валентина Ивановна Бородина,
директор Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина
 в г. Хвалынске Саратовской области

Фото: Художественно-мемориальный музей  К.С. Петрова-Водкина

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter