ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ЛИТЕЙНЫХ ПРОЦЕССОВ

История цикла «Металлургия»

Ректор СИПИ профессор
В.В.Блюхер дает одно из первых
интервью Элле Еркомайшвили -
корреспонденту телевизионной
программы «Время»


Первый ректор СИПИ
в 1978-1984 гг.,
профессор, депутат
Верховного Совета РСФСР
Василий Васильевич БЛЮХЕР


У истоков кафедры Химико-
металлургических исследований
металлов и сплавов (в 1982 г. -
Металлургических процессов,
в 1988 г. - Автоматизации и
технологии литейных процессов) стояли профессор Э.Л. Дубинин
и ректор СИПИ профессор
В.В. Блюхер


Учебная лаборатория Теории
металлургических процессов,
как и все другие создавались
с помощью студентов. Доценту
А.А.Жученко активно помогали
студенты:
Е.Шапкин,
А.Молодых,
Е.Коликина,
С.Молодых.
(1980 г. За окном виднеется лес,
многоэтажки еще в проекте)


Сотрудники кафедры общей
химии Свердловского горного
института (начало 1979 г.),
составившие первый коллектив
кафедры ХМИМС СИПИ:
1. С.О. Сафонов,
2. М.М. Митько,
3. Т. Гребенкина (впоследствии
выпускница СИПИ),
4. Б.М. Новоселов,
5. О. Бородина,
6. В.В. Токтуева,
7. А.И. Чегодаев,
8. Э.Л. Дубинин,
9. А.А. Жученко


Научная школа Э.Л.Дубинина
была в сфере внимания крупных
научных руководителей.

Научные конференции,
проводимые в СИПИ, вызывали
интерес Председателя
Президиума Уральского научного
центра АН СССР академика
С.В.Вонсовского (в центре)
и заведующего отделом науки
Свердловского обкома КПСС
Ждановича. 1982 г.


В первую очередь в институте
создавались лаборатории
общенаучного цикла, прежде
всего, Общей химии, которая
изучалась на первом курсе.

Уже в 1979 году кафедра ХМИМС
провела обучение первых
300 студентов дневной формы
обучения. В это время
оборудовались лаборатории
физической химии
на Каширской, 73.


Студенты кафедры
Металлургических процессов
всегда с удовольствием
обучались в литейных
мастерских. 1986 г.


Первые научные сотрудники
кафедры ХМИМС, специалисты
в области изучения свойств
расплавов драгоценных металлов,
ученики профессора
Э.Л. Дубинина


В 4-м учебном корпусе
часто проводились научные
конференции по свойствам
металлических расплавов
с участием представителей
различных научных школ:
1. Б.А. Мельник
(Институт проблем литья. Киев),
2. Э.Л. Дубинин
(СИПИ),
3. А. Белоусов
(Институт металлургии УНЦ),
4. Б.М. Новоселов
(СИПИ),
5. М. Коков
(Кабардино-Балкарский
политехнический институт),
6. М.М. Митько
(СИПИ),
7. Б.А. Баум
(Уральский политехнический
институт),
8. Халатников
(Ижевский политехнический
институт).
1984 г.


В мае 1984 года в актовом зале
на Каширской 73 собрались
представители всех регионов
СССР, имевших училища по
подготовке рабочих для
металлургии и нуждавшихся
в инженерах-педагогах


Физика металлов и
металловедение
– одно из
направлений научных
исследований, которые
проводились на кафедре
Металлургических процессов.
На установке EPIQUANT работала
А.Н, Новикова (Вдовина). 1982 г.


Студенты и преподаватели
кафедры МП не ограничивались
аудиторным общением.
Пятикурсники группы МТ-516
со своим куратором А.А. Жученко
отдыхали на Флюсе.



Студенты кафедры
Металлургических процессов

умели показать себя на клубной
сцене. По оценкам жюри они
выставили довольно сильную
и остроумную команду КВН.

В жюри:
В.П.Климов,
К.Н Свидлер и
А.А.Жученко
(1986 г.)


Сотрудники кафедры МП умели
работать, умели и отдыхать.
Новый 1984 год вместе отметили
на турбазе «Светофор». После
карнавала у них было хорошее
настроение:
1. В. Пархоменко (водитель
автобуса),
2. И. Ярцева,
3. Л. Ермилина,
4. Б.М. Новоселов,
5. Н. Василевская,
6. Т. Овчинникова,
7. Э.Л. Дубинин,
8. Е.С. Самойлова,
9. Т. Аполова,
10. В.Я. Бердников,
11. А.И. Гридин,
12. А.И. Чегодаев,
13. Т. Сычева,
14. А.Н. Новикова (Вдовина),
15. И.А. Графова,
16. А.А. Жученко.


Высокое качество дипломных
проектов и работ студентов
кафедры Металлургических
процессов отмечали председатели
ГЭК в своих отчетах. Этому
способствовала укоренившаяся
практика предварительных защит.

На предварительной защите:
А.И.Чегодаев,
А.А.Жученко,
В.А.Козловский
(1985 г.)



Идет защита дипломных
проектов и работ. 1985 г.

В составе ГЭК:
А.И.Чегодаев,
Волков,
С.Б.Масленцева,
А.А.Жученко,
Ю.П.Пышминцев (председатель),
В.А.Сидоров,
В.А.Федоров,
В.М.Шевелев и др.

За комиссией расположились
руководители дипломов:

Э.Л Дубинин,
Б.А.Правдин,
А.И.Новиков.


Защита дипломов студентами
заочной формы обучения. 1986 г.

В составе Государственной
экзаменационной комиссии:

Е.С.Самойлова,
Б.А.Правдин,
Э.Л.Дубинин,
Ю.П.Пышминцев (председатель),
А.И.Новиков.


Выпускники группы МТ-509
(1987 года) и их преподаватели:
1. Б.А. Правдин,
2. А.А. Жученко,
3. М.М. Митько,
4. А.И. Чегодаев,
5. Ф.Н. Берсенева,
6. В.А. Дерябин
(зав. кафедрой в то время)


Деление кафедр

Историю кафедры автоматизации и технологии литейных процессов целесообразно начать с того времени, когда в 1977 г. Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию выступил с инициативой организовать специализированный инженерно-педагогический институт.

Для обучения рабочих потребовались педагоги, имеющие хорошую психолого-педагогическую подготовку, высокий теоретический и практический уровень отраслевой подготовки и владеющие рабочей профессией не ниже 3-го квалификационного разряда.

Предложение Госпрофобра было поддержано Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (август 1977 г.): «принять предложение об организации инженерно-педагогического института, «…» возложив на него вместе с подготовкой педагогических кадров обобщение и распространение опыта учебно-воспитательной работы на инженерно-педагогических факультетах и в техникумах профтехобразования» («Правда», 11.09.1977).

После этого свершилось то, что в книге историка образования Х.Ш. Тенчуриной «Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров в России. 1920-1990» заняло всего три строки: «Подготовительная работа по организации нового специализированного высшего учебного заведения заняла два года – в сентябре 1979 г. на Урале в Свердловске был открыт инженерно-педагогический институт».

Руководство страны приняло решение организовать новый институт в Свердловске, ориентируясь на его научный и промышленный потенциал, на острую нехватку квалифицированных педагогов для профтехобразования в регионе, на выгодное географическое положение города, позволяющее наладить связи с западными и восточными областями. Сыграло роль и то обстоятельство, что председателем Совета Министров в то время был Н.И.Рыжков, бывший директор Уралмашзавода.

В городе не было вузов, имеющих опыт подготовки инженеров-педагогов, и это еще больше усложняло задачу создания специализированного образовательного учреждения и центра по распространению опыта, потому что у нас не было кадров, которые, как известно, «решают все». Но такие кадры нашлись. Ректором создаваемого вуза был назначен профессор Блюхер Василий Васильевич - человек, обладающий исключительными качествами: огромной жизненной энергией, инициативностью, внутренней убежденностью. Он мог склонить на свою сторону любого, заразить своими идеями, оказать поддержку.

В.В. Блюхер в 1977 году был проректором по научной работе Свердловского горного института, поэтому своих сторонников по созданию нового вуза он, в частности, искал среди сотрудников СГИ. Новый институт с самого начала имел четкую ориентацию на ключевые в то время отрасли экономики: энергетику, металлургию, машиностроение, что отразилось на выборе осваиваемых специальностей высшего образования. Ими стали специальности 0315 - Электроэнергетика и 0577 - Машиностроение (со специализацией Металлургия в машиностроении и приборостроении). В СГИ нашлись специалисты в этих отраслях, и многие из них, пришли в новый вуз вместе с В.В. Блюхером. Так, на электроэнергетическом факультете появились В.Б. Будаков, В.Ф.Журавлев, А.А.Карпов, Е.А Окунев, Г.К. Голубов, Ю.Н.Тарасов и др.

Особенно восприимчивым к новым идеям оказался заведующий кафедрой общей химии СГИ 42-летний д. техн. н., профессор Эдуард Львович Дубинин (1934 - 1996). Энтузиаст научных исследований в области физико-химических свойств металлических и шлаковых расплавов, он в короткий срок развернул на кафедре высокотемпературную лабораторию изучения структурно чувствительных свойств расплавов.

На кафедре у Э.Л.Дубинина сложилась, научная школа, труды которой были заметны не только в СССР, но и в США и других странах. Постоянным заказчиком научных исследований был Свердловский завод по обработке цветных металлов, поэтому объектами изучения выступали благородные металлы и сплавы на их основе. Профессором кафедры был директор Института металлургии Уральского научного центра АН СССР академик Н.А. Ватолин. Аспирантами и соискателями в «школе» Э.Л.Дубинина были Сергей Орович Сафонов, Тамара Ефимовна Мардер, В.М. Власов, Анатолий Иванович Чегодаев, Александр Андреевич Жученко, Михаил Михайлович Митько, Борис Максимович Новоселов, Евгений Леонидович Архангельский.

Высокий научный потенциал кафедры позволил получить целевой заказ Министерства цветной металлургии СССР на проведение научных исследований на сумму 500 тыс. руб., что по тем временам было очень крупное финансирование. Впоследствии эти средства серьезно помогли организовать научную работу в СИПИ, закупить оборудование, привлечь научный персонал.

В 1977-1978 годы масштабы научных исследова¬ний резко возросли, что потребовало расширения площадей лаборатории. Свердловский горный институт таких возможностей не предоставлял.

Молодые сотрудники кафедры вели также и педагогическую работу, поэтому к 1979 году уже имели достаточный опыт. Однако, проведение рутинных занятий по общей химии, однообразие содержания обучения и давно отработанных методик не давали удовлетворения и побуждали к поиску новых объектов приложения сил.

По этим причинам предложение В.В.Блюхера принять участие в создании и развитии нового института, было встречено с большим подъемом не только Э.Л. Дубининым, но и многими его сотрудниками.

В течение 1977-78 гг. на кафедре общей химии горного института было проведено масштабное планирование учебного процесса в условиях создаваемого вуза. Предполагалось, что Э.Л.Дубинин и его коллектив организовали обучение по курсу общей химии всех студентов первого курса СИПИ. К этому времени уже было решено, для нового вуза передаются здания Свердловского индустриально-педагогического техникума и вечерней школы по улице Машиностроителей д.11 и д.2. Кафедру общей химии предполагалось разместить в «школе».

Сотрудники кафедры общей химии горного института провели обмер помещений будущих лабораторий общей химии, спланировали закупку оборудования общего назначения, дидактического оснащения, наглядных пособий, химических реактивов и посуды, вспомогательного оборудования, учебной и учебно-методической литературы, провели калькуляцию расходов на перепланировку и ремонт помещений. Затем разработали и издали методические указания по проведению лабораторного практикума, адаптированного к нуждам подготовки инженеров-педагогов машиностроительных и электроэнергетических специализаций.

В результате выяснилось, что желающих попробовать себя в новом деле – создании новой кафедры и специальности оказалось настолько много, что это создало угрозу учебному процессу в СГИ. Поэтому было принято решение установить очередность перехода сотрудников на новое место работы. Так, С.О.Сафонов «задержался» на полгода, М.М. Митько почти на год, А. А.Жученко, через три года после аспирантуры - в СИПИ пришел только в 1981 году. В общей сложности идеи Э.Л.Дубинина поддержали более 15 человек.

В 1978-1979 годы проводились работы по переводу научной лаборатории, лабораторных установок в помещения СИПИ. Первоначально для этих целей было выделены помещения в подвале «школы», там, где позднее размещался виварий кафедры физиологии. Постепенно из стен горного института было передислоцировано ценное оборудование, уникальные лабораторные водоохлаждаемые установки по проведению высокотемпературных исследований в среде инертного газа. Естественно, что было демонтировано и вспомогательное оборудование, связанное с водо- и электроснабжением. В СИПИ были переведены и хоздоговорные денежные средства. Это вызвало недовольство руководства горного института, и Э.Л. Дубинин получил выговор райкома КПСС по Ленинскому району Свердловска.

По предложению профессора и в то время единственного в институте доктора наук Э.Л.Дубинина кафедра получила, на первый взгляд, довольно странное название «Химико-металлургических исследований металлов и сплавов» (ХМИМС). Это объяснялось тем, что по замыслу Э.Л. Дубинина и с согласия ректора В.В. Блюхера, что кафедра в перспективе должна превратиться в элитарное учебно-научное подразделение по подготовке ог¬раниченного контингента студентов, которые в последствии станут научными работниками. В какой-то мере эта кафедра должна была напоминать кафедру теории металлургических процессов УПИ. Но в первое время на нее возлагались обязанности обеспечения курсов общей химии, охраны природы и, возможно, каких-либо еще (например, в последствии появился курс водоподготовки для так и не родившейся теплоэнергетической специализации).

Особая заслуга в организации учебного процесса по курсу общей химии принадлежит ст. преподаватель Тамара Ефимовна Мардер. Благодаря ее энергичности и работоспособности институт получил современное оборудование, современное учебно-методическое обеспечение, дидактические средства и прогрессивные методики обучения студентов. До сих пор на кафедре общей химии РГППУ используется методика программированного контроля по всему курсу, созданная в конце семидесятых. Для освоения курса была разработана методика поэтапного формирования умственных действий студента (по Гальперину), которая учитывала как предыдущую его подготовку, так и уровень познавательных возможностей. Таким образом, фундаментальная подготовка студентов была построена с использованием самых передовых педагогических теорий и образовательных технологий.

В первом учебном году института через кафедру общей химии прошли около 450 студентов машиностроительного и электроэнергетического факультетов. Параллельно с учебным процессом сотрудники кафедры ХМИМС налаживали работу научно-исследовательской лаборатории по изучению структурно чувствительных свойств расплавленных металлов и шлаков. Это происходило в другой части города, в производственном корпусе, которой согласно СНиП не подходил ни для проведения теоретического обучения, ни научных исследований. В 1979 году институт получил в свое распоряжение учебный и учебно-производственный корпуса и общежитие строительного училища по ул. Каширская, д. 73. В те годы район Каширской граничил с лесом, а вокруг находился только частный сектор, многоквартирные дома почти отсутствовали. Ближайший транспорт остановка трамвая «Энтузиастов». Студентам и преподавателям приходилось преодолевать не только большие расстояния, но и грязь, и распутицу. Первое время казалось, что обживать «училище» бесперспективно: не было уверенности в том, что здание удастся переоборудовать под вузовский учебный процесс, а студентов «заманить» на край света... Но в действительности все оказалось совсем по-другому.

Сотрудники кафедры ХМИМС на время переквалифицировались в строительных рабочих. Вместе с профессиональными рабочими произвели перепланировку помещений на обоих этажах здания, отремонтировали и обустроили аудитории, лаборатории и мастерские для учебного процесса. Всего было поставлено 19 лабораторных работ, т.е. не меньше, чем в классическом университете.

Такой огромный объем работы удалось выполнить за короткий срок благодаря помощи студентов Владимира Осипенко, Николая Савченко, Евгения Шапкина, Владимира Щипачева, Александра Молодых, С. Молодых, Галины Коликиной, Натальи Пильниковой и др.

Много сил созданию лабораторий отдали Тамара Александровна Аполлова, Н.Василевская, Анна Николаевна Новикова (Вдовина). И здесь помощь оказали студенты группы Мд-206 и МД-506.

Всего было изготовлено 12 установок для изучения газификации углерода, вос¬становления оксидов железа, окисления металлов, разложения карбонатов, измерения термодинамической активности шлаков методом ЭДС, электропроводности шлаков, вязкости оксидных расплавов, поверхностного натяжения шлаков, построения диаграммы состояния бинарной металлической системы с простой эвтектикой и др.

В постановке этих работ принимали участие А.А.Жученко, Борис Федорович Сомов, А.И.Гридин, И.Г. Стоянович. Позднее в 1986-1989 годах много работал над совершенствованием практикума Г.И.Тихомиров.

Обширный перечень лабораторных работ, их техническое и методическое оснащение было на уровне, который сделал бы честь даже такой кафедре как кафедра ТМП УПИ. Большинство установок могли использоваться не только для нужд лабораторного практикума, но для научных исследований. В лаборатории термической обработки металлов проводились лабораторные работы по изучению отжига, нормализации, отпуска, закалки и химико-термической обработки сталей и их структуры. Лаборатория была оснащена муфельными и трубчатыми печами, боксами для травления образцов, металографическими микроскопами, твердомерами. Для подготовки шлифов была оборудована шлифовальная мастерская. В постановке этих лабораторных работ участвовали Е.С.Самойлова и Т.Сычева. Позднее в этих работах принимала участие Татьяна Александровна Таршис.

Для изучения механических свойств металлов в лаборатории обработки металлов давлением (которая, в основном, использовалась для научных исследований) были установлены маятниковый копер и разрывная машина. Постановка этих лабораторных работ осуществлялась В.А.Сидоровым.

Позже стало понятно, что кафедра ХМИМС не совсем верно определилась со своими перспективами в части подготовки инженеров - исследователей. Система профтехобразования остро нуждалась в педагогах, а исследователей в сфере металлургии в достаточном количестве подготавливают в УПИ. В этой связи стратегическое направление развития кафедры ХМИМС уже в 1980 году было пересмотрено и принято единственно правильное решение, что кафедра должна быть выпускающей и преимущественно заниматься массовой подготовкой инженеров-педагогов для системы профтехобразования. В то же время на кафедре может осуществляться «штучная» подготовка исследователей, в первую очередь для нужд научного сектора кафедры.

Для реализации этой стратегии в том же го¬ду на кафедру на добровольной основе были переведены 23 студента машиностроительной специальности для обучения специализации «металлургия в машиностроении и приборостроении» и образована группа МД-206 (МД - металлургические дисциплины). Учебный план этой специализации был разработан, он обладал, как бы сейчас сказали, всеми чертами интегрированной образовательной программы, позволяющей получить настоящего «моноспециалиста» инженера-педагога, способного выполнять функции преподавателя общетехнических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения. Такой учебный план предусматривал прохождение студентами разнообразных лабораторных практикумов по естественнонаучным, общетехническим и отраслевым курсам, а также обучение в учебно-производственных мастерских для получения рабочей профессии.

В 1980 году проведен первый прием студентов на выпускающую кафедру и продолжался до 1984 года. Было набрано три группы со следующими специализациями: МТ-101 «литейное производство», МТ-102 «металлургия черных и цветных металлов», МТ-103 – «металловедение и термическая обработка металлов».

В 80-х годах сформировался педагогический коллектив кафедры. Молодые ученые, кандидаты наук и соискатели ученых степеней, инженеры-исследователи Сергей Орович Сафонов, Тамара Ефимовна Мардер, С.С. Иванова, Е.С.Самойлова, Анатолий Иванович Чегодаев, Михаил Михайлович Митько, Александр Андреевич Жученко, Виктор Михайлович Шолохов, Тамара Александровна Аполлова, Владимир Анатольевич Федоров, Вадим Анатольевич Сидоров, А.И. Новиков, Борис Александрович Правдин, Борис Максимович Новоселов, Василий Яковлевич Бердников, В.Д.Топоров, Нина Ивановна Львина, Т.А. Овчинникова, Евгений Леонидович Архангельский, Сергей Дюганович Хе, В.Ф.Пьянков, Т. Сычева, позднее к ним присоединились Владимир Александрович Макаров, Вячеслав Сергеевич Лупарев, Всеволод Петрович Мелехин, Борис Павлович Филин.

В 1980 году был создан металлургический факультет - третий факультет института. Деканом стал бывший декан машиностроительного факультета, доцент кафедры ХМИМС С.О. Сафонов, в 1982 году его сменил А.И.Чегодаев. Поскольку металлургическая специальность в институте не была открыта, подготовка студентов на кафедре ХМИМС велась в рамках машиностроительной специальности 0577 – Машиностроение. В документах факультет значился, как в закрытых учебных заведениях - под шифром «М-1». На факультете была одна выпускающая кафедра ХМИМС.

На факультете действовал ученый совет, определявший вопросы развития металлургической специализации.

Наличие на кафедре ХМИМС трех достаточно разных специализаций поставило на повестку дня новые задачи по организации учебного процесса. В 1982 году кафедра ХМИМС была разделена на кафедру химии (заведующий Г.М. Романцев) и кафедру металлургических процессов (заведующий Э.Л.Дубинин).

При разделении кафедры разделился и педагогический коллектив. На кафедру химии перешли Т.Е. Мардер, С.С. Иванова, С.О.Сафонов, В.А.Федоров.

На кафедру поступали лучшие выпускники профессиональных училищ СССР. В процессе обучения они демонстрировали особое прилежание к учебе, участвовали в научной работе студентов, занимались изобретательством. Особых успехов достигли студенты гр.МТ-302 под руководством А.И.Чегодаева, гр.МТ-303 под руководством М.М. Митько, Е.С.Самойловой, студент Юрий Матиевский у В.М.Шолохова, которые уже в те годы опубликовали свои научные работы в печати, получили авторские свидетельства. Следует особо отметить, что студенты тех лет отличались особым патриотизмом, беззаветно любили свою кафедру и отдавали ее развитию максимум сил. Весьма характерна, например, такая деталь. В 1979 году аудитории и лаборатории были оснащены новой учебной мебелью, столами и стульями. Спустя 10 лет они были как новые - никому в голову не приходило написать что-нибудь или нарисовать, потому что студенты сами занимались строительством, ремонтом, оснащением; они были созидателями, а не разрушителями; они оставили о себе добрую память.

Преподаватели постепенно осваивали все виды учебной деятельности на выпускающей кафедре. Не просто было вчерашним инженерам-исследователям или преподавателям, сформировавшимся в условиях технических вузов, справиться с такой деятельность как руководство педагогической практикой или курсовыми и дипломными работами и проектами, имевшими инженерно-педагогическую специфику.

Для отработки навыков итоговой аттестации, например, на кафедру в 1983 году были приглашены дипломники кафедры физической химии из УрГУ им. М. Горького. Одна из них, С. Миллеш затем стала работать ассистентом нашей кафедры.

Первый выпуск студентов-металлургов состоялся в 1984 году. Все 23 студента, пришедшие на кафедру в 1980 успешно защитили дипломы и были распределены на работу в учебные заведения. 84 выпускника - второй выпуск инженеров-педагогов-металлургов.

В те годы только определялись формат и содержание итоговой аттестации, квалификационные требования к специалисту. Например, многие ученики школы Э.Л. Дубинина считали, что дипломная работа должна представлять собой научное исследование свойств металлургических расплавов. Выходцы из УПИ видели проектирование металлургических цехов. Но практика показала необходимость отказа от механического соединения инженерных и педагогических компонентов образования. Появились работы педагогической направленности, происходила «педагогизация» инженерного цикла.

Многие дипломные работы выполнялись по заказам образовательных учреждений: учебно-программная документация для подготовки рабочих в условиях Уральского автомобильного завода в г. Миассе, Новотрубного завода в г. Первоуральске, Синарского трубного завода, Выксунского металлургического завода; для обучения учащихся в учебных заведениях «продвинутого» типа, таких как высшее профессиональное училище и технический лицей. Учебно-программная документация получила высокую оценку и была утверждена в Министерстве металлургии СССР. На основании этого были отрыты высшее профессиональное училище № 2 в г. Каменск-Уральском и Технический лицей металлургов в городе Белорецке (Башкирия). Наверно, ответственные работники министерства были бы удивлены, если бы узнали, что большую часть работы по изучению трудовых и технологических процессов, по созданию квалификационных характеристик, учебных планов и программ проделали студенты в рамках дипломного проектирования.

Научные работы кафедры проводились в лабораториях рентгенографии, металловедения, обработки металлов давлением, масштабные же исследования осуществлялись в лаборатории структурно чувствительных свойств.

Гордость составляли установки для изучения плотности, для получения прямых термодинамических данных по фугитивности паров расплавленных благородных металлов и сплавов на их основе (исследователь А.И.Чегодаев). Давление пара металлических расплавов эффузионно-торзионным методом изучал Б.М. Новоселов, который создал уникальную установку, позволяющую проводить измерения до t2100°С при отсутствии магнитного поля внутри печи.

Интересны были исследования, проводимые М.М. Митько. Ему удалось измерить температурную зависимость поверхностного натяжения расплавов иридия. Учитывая, иридий плавится при t 2443°С, становится понятным, что созданная им лабораторная установка работала в крайне нетехнологичных условиях, когда конструкционными материалами становятся лишь вольфрам и углерод.

Еще одна установка для изучения свойств жидких металлов использовалась А.А.Жученко и В.Ф.Пьянковым. Она позволяла измерять электропроводность металлических расплавов и динамическую вязкость методом затухающих крутильных колебаний по Швидковскому. Хотя на ней можно было добиться «всего» около t2100° С, исследователям удалось получить данные для бинарных и многокомпонентных расплавов на основе самария и других РЗМ, платины и родия.

Важно отметить, что большинство результатов на таких объектах как благородные металлы и их сплавы были получены впервые в мире и вызвали интерес мировой научной общественности.

Данные, научной работы кафедры использовались на практике Свердловским заводом по обработке цветных металлов. Они позволили усовершенствовать технологию изготовления стеклоплавильных сосудов и получения высокочистого оптического стекла. Нашли применение эти результаты и при разработке рецептуры монетных сплавов для изготовления палладиевых, золотых и платиновых сувенирных монет к Московской олимпиаде. Они способствовали завершению цикла работ на заводе по обработке цветных металлов, которые были отмечены Государственной премией СССР. Кинетику растекания базальтов по поверхности сплавов на основе благородных металлов изучал С.Д. Хе, с применением уникальной методики высокоскоростной киносъемки со скоростью до 8 тыс. кадров в секунду. Поэтому в лаборатории постоянно сушились метры, а может быть километры, кинопленки.

Вот только две крупные темы, выполненные в течение пяти лет под научным руководством Э.Л. Дубинина: «Исследование физико-химических свойств жидких сплавов на основе благородных металлов» (1979-1983 годы) и «Исследование физико-химических и технологических свойств сплавов на основе платиновых металлов и серебра (1983-1985 годы). Эта тематика получила развитие и в 1986 году, когда Э.Л.Дубинин уже не работал в СИПИ - «Исследование влияния структуры и фазового состава на механические и физические свойства сплавов на основе благородных металлов для приборостроения» (Ф.Н. Берсенева - научный руководитель).

Научные исследования проводились в сфере инженерно-педагогического образования и касались актуальных вопросов, таких как, функции инженера педагога в профессионально-техническом училище и в отделе подготовки кадров предприятий, ключевые квалификационные требования к выпускникам инженерно-педагогического вуза, содержание инженерно-технической подготовки студентов, адаптация выпускников в учебных заведениях профтехобразования, «закрепляемость» выпускников в учебных заведениях. Впервые эти вопросы обсуждались на Всесоюзном семинаре «Актуальные проблемы подготовки инженеров-педагогов для металлургии», подготовленном кафедрой в мае 1984 года.

Интересная тема велась для комбината «Уралэлектромедь» по поиску оптимальных материалов для вращающихся электродов при получении тонкомерной медной фольги «Исследование новых материалов для рабочей поверхности барабан-катодов» в 1983-1985 годы. В 1984-1985 годы проводились пилотажные исследования процессов аморфизации металлов на примере палладия, который обладал рядом исключительных свойств, резко отличавших его от кристаллических металлов. Эти работы осуществляли Ф.Н. Берсенева А.А. Жученко, М.М. Митько, Т.А.Таршис. К сожалению, по ряду причин эти исследования оказались незавершенными. В 1979-1982 годы серия работ была проведена Е.С.Самойловой, Т. Сычевой при участии А.Н.Новиковой (Вдовиной) по изучению структуры и свойств аустенитных сталей. Исследования проводились также и в сфере получения новых материалов с особыми свойствами. В.М.Шолоховым изучалась возможность получения биметаллических пластин для электротехнической промышленности методом вакуумной прокатки (1982-1986 годы).

Любопытные работы проводились в 1982-1986 годы В. Мелехиным, В. Лупаревым и В. Макаровым по освоению метода акустической эмиссии для изучения процессов кристаллизации из растворов и расплавов. Были созданы миниатюрные установки и микропечи, позволяющие визуально наблюдать и регистрировать акустические колебания при кристаллизации. Габариты этих установок и принцип их энергообеспечения позволяли рекомендовать их для использования в условиях космических станций.

В 1986-1988 годы была выполнена крупная тема «Содержание инженерно-технической подготовки инженеров-педагогов-машиностроителей. Исследование содержания и структуры технического знания высококвалифицированных рабочих по профессиям заготовительного передела и безотходных производств» - А.А.Жученко - научный руководитель. На материалах этих исследований в дальнейшем были построены прикладные разработки учебно-программной документации для обеспечения содержательной основы подготовки рабочих на производстве. Одновременно была отработана методология деятельности инженеров-педагогов в отделах подготовки кадров промышленных предприятий. Эта методология в настоящее время может использоваться для создания актуального учебного курса «Методика подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих в условиях производства».

В 1986-1988 годы кафедра наладила связи со Свердловским институтом технического обучения рабочих Министерства черной металлургии СССР (СИТОР). Специалисты кафедры выполнили разработку учебных планов и программ учебных предметов для подготовки рабочих ряда профессий. В свою очередь СИТОР передал кафедре в пользование свою продукцию, необходимую для учебного процесса по методическим курсам. Эта тема открыла новую страницу в исследовании благородных металлов и сплавов на их основе. Впервые были получены циклические поляризационные кривые электрохимического насыщения и экстракции водорода в твердом палладии. Водородофазовый наклеп, полученный электрохимически, позднее изучался на других металлах, в частности, в 1988 году выпускница Галина Тятый под руководством А.А. Жученко изучала это явление на иодидном титане.

Учебная и научная работа преподавателей и научных сотрудников дополнялась воспитательной работой со студентами. Не каждый год контингент студентов был столь же блестящим как первый прием, были и отчисления, были и нарушения дисциплины, особенно в общежитии.

В общежитии проживали почти 100% студентов, а это требовало постоянного контроля со стороны кураторов групп, которым доставалось много работы - дежурства в общежитиях и в добровольной народной дружине вместе со студентами, и на студенческих вечерах. Многим преподавателям это не казалось сильно обременительным, тем более, что разница в возрасте студентов и преподавателей была невелика. Например, студенты Анатолий Сахабутдинов, Наталья Пильникова, Алибанды Мамедов по возрасту даже превосходили некоторых преподавателей. Проводились товарищеские встречи по волейболу, и студенты не всегда обыгрывали своих педагогов. Следует отметить, что в 1980-е годы в 4-м учебном корпусе активно использовался актовый зал (тогда единственный в институте): днем для репетиций и поточных лекций, вечером - для массовых мероприятий. Работали самодеятельные коллективы: танцевальный, хор, народный театр. Студенты-металлурги составляли костяк оркестра русских народных инструментов. Для смотра художественной самодеятельности по инициативе А. Боксова они даже сшили русские народные костюмы.

Постоянно выступали агитбригады, в том числе и строительного отряда «Гефест» металлургического факультета. Незабываема активистка стройотрядовского движения Надежда Плюшко, которая срывала аплодисменты сразу же, появляясь на сцене в своем амплуа «толстой студентки». До сих пор в памяти сохранились выступления талантливой студентки отличницы Анжелики Боль (Беридзе): роли в народном театре, ее команда по аэробике производили неизгладимое впечатление на зрителей.

Была у студентов-металлургов и своя команда КВН.

Много времени уделял студентам декан металлургического факультета А.И.Чегодаев. Он не только знал каждого студента по имени, но и как он учится, интересы, склонности и дарования, повседневные заботы и трудности. Постоянно общался со студентами, уже, не будучи деканом. И студенты отвечали ему уважением и любовью. А.И.Чегодаеву ничего не стоило, например, организовать студентов в бригаду для сооружения ограды вокруг корпуса (сохранившуюся до сих пор).

Коллектив кафедры дружно отмечал праздники. Особенно запомнились выезды на базы отдыха. Новый 1984 год сотрудники кафедры встречали на базе отдыха «Светофор». Согласно сценарию, все присутствующие подготовились к костюмированному вечеру, с номерами художественной самодеятельности. Особое впечатление произвел Б.Ф.Сомов, прочитавший составленный им «Митьковско-русский словарь». Дело в том, что М.М. Митько в неофициальной обстановке отличается исключительно нестандартным лексиконом, храбро смешанным из слов молодежного сленга, профессионального жаргона, воровского языка и иностранных выражений. В течение многих лет окружающие уже приспособились его понимать и перевод с «митьковского» языка воспринимался также весело, как в фильме «Джентльмены удачи» в сцене о «нехорошем человеке Василии Алибабаевиче».

Профессии «доменщик», «сталевар», «машинист завалочной машины», «горновой» не являлись массовыми, образно выражаясь, «один сталевар столько стали наварит, что потом тысяча токарей ее в стружку не переведут». Выяснилось, что для подготовки профессиям «большой металлургии» рабочих потребуется значительно меньше, чем профессиям металлобработки. Также по объективным причинам подготовка рабочих металлургической промышленности осуществляется преимущественно в условия предприятия. Наконец было установлено, что даже эта небольшая потребность в инженерах-педагогах для металлургии в официальных документах оказалась заниженной. Управление профтехобразования Днепропетровской области заявило о потребности в 17 преподавателях спецтехнологии, в Госпрофобре Украины эта цифра чиновниками произвольно снижена до 6 человек, а в Госпрофобре СССР - до 2 человек. Поэтому оказались невостребованными металлургическая специализация и специализация по термообработке. Профессия «термист» и ее разновидности, чаще всего являются династическими, т.е. «передаются по наследству». Следовательно, подготовка рабочих через систему профтехобразования имеет ограниченные масштабы. Положение усугублялось тем, что все три специализации развивались в рамках одной специальности - 0577 - Машиностроение.

В 1985 году руководством института принимается решение не проводить приема студентов на две из трех металлургических специализаций – «металлургов» и «термистов». Кафедре предложено литейную специализацию привести в соответствие со специальностью 0577 - Машиностроение, и продумать создание одной «горячей» специализации для машиностроения. Коллектив кафедры предложил в качестве таковой специализацию по ковочно-штамповочному производству (КШП).

В 1985 году появился унифицированный учебный план машиностроительной специальности с пятью оборотными сторонами (специализациями). Предметы теоретическая механика, сопромат, ТММ и детали машин составляли в нем более 700 часов аудиторных занятий. Из учебного плана исчезли физическая и аналитическая химия, металлургия черных и цветных металлов и др. Это не могло устроить инженера-металлурга, профессора Э.Л. Дубинина, вскоре покинувшего институт.

Исполняющей обязанности заведующей была назначена Фаина Николаевна Берсенева, продолжившая развитие литейной специализации и подготовку студентов ковочно-штамповочной специализации. Необходимо было продолжать подготовку и выпускать последний набор «металлургов» и «термистов».

В 1987 году заведующим кафедрой стал д. техн. н., профессор Владимир Андреевич Дерябин, также продолжавший развивать специализации кафедры.

В 1988 году кафедра металлургических процессов была разделена на две и литейная специализация была переведена на образованную в результате разделения кафедру автоматизация и технология литейных процессов.

В 1989 году состоялся последний выпуск «дубининских» студентов. Почти одновременно с этим профессор В.А.Дерябин отказался от дальнейшего заведования кафедрой металлургических процессов, поскольку не удалось подобрать педагогический персонал и наладить должным образом учебный процесс. Студенты и преподаватели ковочно-штамповочной специализации остались без руководителя. В этих условиях заведующий кафедрой автоматизации и технологии литейных процессов Борис Сергеевич Чуркин предложил прекратить прием на специализацию КШП и довести студентов до защиты силами своей кафедры, т.е. фактически объединить кафедры.
Но это уже начало другой истории.

Александр Андреевич Жученко,
к.хим.н., доцент, и.о. директора МаИ