«Буллинг — проблема, которую можно решить только совместными усилиями»
В РГППУ состоялся Международный форум «Профилактика буллинга в образовательных организациях». В обсуждении приняли участие десятки спикеров из разных городов: это были как преподаватели РГППУ, так и учителя средних общеобразовательных школ, училищ, колледжей, правозащитники и представители органов исполнительной власти.
Форум открыл и.о. ректора РГППУ Валерий Дубицкий. «Тема, обсуждаемая на форуме, не нова, и, к сожалению, актуальна. Буллинг встречается и в школах, и в колледжах, и в университетах. Это общая проблема. Ваше присутствие здесь, уважаемые участники, — показатель того, что тема форума важна и в результате работы будут выработаны итоговые предложения. Желаю всем участникам форума плодотворной работы!»
Мероприятие прошло при поддержке Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. «Сердечно приветствуем участников и экспертов нашего международного форума! — сказала Людмила Берг, заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. — Правительство Свердловской области активно сотрудничает с организациями, входящими в систему ООН. Мы были рады привлечь к обсуждению коллег из ЮНЕСКО — это именно та организация, которой поручено курировать вопросы, связанные с образованием. Надеемся, что сегодня удастся наладить связь между представителями среднего и высшего образования, правозащитниками и органами власти для решения общей проблемы!»
Выступила на заседании и Людмила Савичева, председатель Комитета по аккредитации клубов ЮНЕСКО при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД России: «По данным ООН, насилию в школе подвергается каждый 10-й школьник. В России ежегодно до 30 % молодых людей в возрасте от 14 лет подвергаются насилию в той или иной форме. По статистике Детского телефона доверия, действующего с 2010 года, количество обращений по поводу жестокого обращения с детьми увеличилось в 3,5 раза. Хотелось бы, чтобы сегодня были разработаны какие-то решения проблемы буллинга для того, чтобы в школах и в вузах эта тема стала менее острой. Желаю удачи и эффективной работы!»
В пленарном заседании был заслушан доклады консультанта аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области Александра Загайнова. Он рассказал о вопиющей ситуации, когда травле в образовательном учреждении подвергся педагог. «С развитием коммуникаций и Интернета буллинг становится все более изощренным и обретает все новые формы. Нам необходимо выработать методы борьбы с этим явлением. Разговор, который мы сегодня ведем, наиболее актуален в Год педагога и наставника. Нам необходимо повышать статус педагога на ту высоту, которую он заслуживает по определению. Над этим предстоит поработать».
После пленарного заседания масштабная работа продолжилась в секциях. Так, в одной из них приняли участие общественники-волонтеры, а также учителя школ г. Екатеринбурга.
Светлана Именных, педагог-психолог МАОУ СОШ № 4, рассказала о том, как на базе учреждения реализуется проект по профилактике буллинга. Дети разного возраста привлекаются для участия в культурных, спортивных и развлекательных мероприятиях. Более старшие волонтеры курируют ребят, помогают им влиться в коллектив, развивают навыки командной работы. Светлана Викторовна подчеркнула, что к мероприятиям активно привлекаются и жертвы буллинга, конечно же, без оглашения проблемы. Судя по предоставленной статистике, многие из вчерашних жертв буллинга впоследствии находят друзей, чувствуют себя более уверенно, и приходят в проект уже в качестве волонтеров-помощников педагогов.
Прозвучала на секции и идея организации на базе школ, колледжей и вузов киноклубов. Там опытные психологи и педагоги демонстрируют ребятам фильмы и мультфильмы на тему буллинга, а затем призывают их к обсуждению. Так дети учатся толерантности и сопереживанию. Участникам секции предоставили список тематических фильмов и мультфильмов, который они могут использовать при создании киноклубов на базе своих учреждений.
В других секциях в рамках форума были подняты не менее важные темы: психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга в образовательной среде; правовые механизмы противодействия буллингу в Российской Федерации.
Завершился форум награждением победителей конкурса социальных видеороликов и творческих работ «Стоп буллинг». 1 место разделили между собой команда школы №16 с. Кочневское и студентка РГППУ Валерия Ермакова, 2 место — у студентов группы 1 курса направления факультета социальной психологии АНО ВО «Гуманитарный университет», 3 место завоевала работа группы по303 БД-По4 Университетского колледжа РГППУ.