26.10.2023

Учителя - подвижники любви

"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною"

Нынешний год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, и знаменательно, что символом этого года избран пеликан... Птица, которая, как гласила легенда, собственной кровью лечила своих птенцов, ужаленных змеей. Это удивительный образ жертвенности. Вспомним, что и в центре христианского послания миру, которое так ярко явлено Господом и Спасителем Иисусом Христом, та же идея - Жертва во имя жизни мира. Господь на крест взошел, чтобы мир жил, чтобы провозглашенная Им система ценностей никогда не умерла, чтобы эту систему ценностей разделяли миллиарды людей, чтобы у всех была надежда на спасение.

В течение 25 лет я был правящим архиереем Смоленской епархии. Кто был в Смоленске, знает, какой величественный собор был построен в свое время в этом городе. Блестящий образец русского барокко, самый высокий барочный собор в России, а может быть, и в мире, величественный иконостас. В центре иконостаса, как и полагается по уставу, - царские врата. В свое время я принял решение отреставрировать иконостас и царские врата, которые были в не очень хорошем состоянии, и в процессе реставрации обратил внимание на то, что в центре царских врат изображен пеликан... Пеликан вошел в культуру, в том числе в изобразительное искусство, как символ подвига, способности отдать свою жизнь другим.

Об учителях как сплаве науки и подвига

Педагогика, на мой взгляд, объединяет в себе науку, искусство и творчество. Учительство - это ни в коем случае не ремесло. Потому что ремеслу можно выучиться: читая книги, слушая указания учителя, ты обретаешь некии компетенции... Но в том деле, которому вы учитесь, главным действующим лицом являетесь вы сами. Потому что стать педагогом - это не только набрать сумму знаний... Учитель призван являть собой сплав науки и подвига, и, что самое главное, это возможно лишь тогда, когда учитель становится подвижником.

А что такое подвижник?... Это тот, кто двигается. Если человек стал доктором наук, многого достиг и перестал двигаться, то он перестал быть подвижником, а значит, никакого дальнейшего развития не будет, остается лишь почивание на лаврах. А настоящему ученому, как мне кажется, как и хорошему студенту, нельзя почивать на лаврах. Блестяще сданные экзамены не являются индульгенцией на весь будущий учебный процесс. Нужно постоянно работать, постоянно двигаться, постоянно расширять свой кругозор, и это, конечно, относится и к студентам, и к профессорам, да и ко всем мыслящим людям, которые берут на себя ответственность учить других. Без подвига успеха быть не может, а подвиг - это движение.

О желании "свалить" и неудачниках за рубежом.

Нередко от руководителей православных учебных заведений приходилось слышать недоуменные рассказы о том, что один из первых вопросов, который задают родители, отдавшие детей в детский сад или в школу, - это вопрос об иностранном языке, который там преподается. Как будто люди готовятся к скорой эмиграции и уже сидят на чемоданах!..

Когда я слышу английскую речь молодых людей, которые ради каких-то утилитарных целей стремятся, как они говорят, как можно быстрее "свалить из Рашки", я думаю: какой же это кошмар, какой же это образ русского человека там, за рубежом! Безграмотные люди, единственная цель которых - повысить свой уровень потребления. Чаще всего ничего подобного не происходит, но есть такая дурная мечта, связанная, конечно, со слабостью интеллекта, с отсутствием культуры и воспитания, с обезьянничеством, с подражательством.

Отечество - это не абстрактное понятие, это в первую очередь народ. Человек погибает, свидетельствуя о любви к своему народу. И эта ценность является органической частью его мировоззрения, его души

Такого рода публика руководствуется принципом "там хорошо, где нас нет", а потом приезжает туда, где "нас нет", а там, оказывается, совсем не так, как предполагалось. В одну дверь, в другую, в третью - ничего не получается! Начинается ностальгия, и чаще всего эти ностальгирующие русские приходят к дверям наших православных храмов - помощь попросить (мы не отказываем, если есть такая возможность). Или поплакаться (тоже не отказываем). Но как же тяжело смотреть на этих людей! Чаще всего они возвращаются. Но иногда остаются и опускаются на очень низкий социальный уровень. И чем богаче страна, тем сильнее и мучительнее переживают эти люди свою неудачу: всё бросили, думая "нас примут; особенно если мы два-три слова против России сказали, значит, мы уже вроде как свои". А никто обычно не принимает... И скитаются бедняжки по дорогам Европы и Соединенных Штатов.

О патриотизме

Почему после войны 1812 года наши воины, войдя в Париж и победив Наполеона, не стали парижанами, а вернулись на родину? Наши офицеры прекрасно знали французский язык, но они все равно возвращались... Почему тогда родина притягивала, а сейчас не притягивает? С родиной что-то не так или с людьми?.. Родина та же самая, мы живем теми же культурными традициями... Значит, речь не о родине, а о плохо воспитанном человеке. И, наверное, отрицательную роль сыграла идеология недавнего прошлого, бравшая на себя авторитет и полномочия воспитывать людей. В результате те, кто уехал в другие страны в поисках лучшей жизни, забывают и об идеологиях, и о ценностях и превращаются в обслуживающий персонал. Конечно, есть исключения; чаще всего среди таковых и возникают ностальгические настроения... Мне приходилось общаться с учеными, которые по-разному объясняли причину своего отъезда, но никогда не говорили плохо о России. И я чувствовал, что в их сердце есть желание в конце концов завершить свои дела, а затем вернуться на родину...

О терпении как учительской добродетели

Каждый педагог знает, какие иногда сюрпризы класс устраивает. Поэтому учителю нужно всенепременно быть терпеливым человеком. Даже когда хамят, нужно обязательно ответить, не теряя своего собственного достоинства, не переходя на оскорбления... Вот такая педагогическая добродетель - остановить ученика, который имел злые намерения в отношении педагога, стараясь его унизить, оскорбить, поставить в нелегкое положение, - но, ответив этому ученику, не встать на один с ним уровень. Ведь педагог - это отец и мать...

О привязанности к гаджетам и подражании взрослым

Особую обеспокоенность вызывает привязанность современной молодежи к различным электронным устройствам, которые назвали странным для русского человека словом "гаджет". Зависимость от смартфонов, планшетов, компьютеров приобретает масштабы, как некоторые считают, национального бедствия. Конечно, развитие технологий - это прекрасная возможность для интеллек туального роста… Но я говорю сейчас, конечно, не о просмотре лекций, выложенных в интернете. Проблема в стремлении к постоянному потреблению контента. Каждую свободную минуту человек тянет руку к смартфону, чтобы просмотреть ленту новостей, которые тут же забывает, загрузить видео или пролистать заметки в социальных сетях. Пагубная привычка завладела не только взрослыми, но и детьми... Знаю, что в некоторых школах, особенно в начальных классах, вводится ограничение на использование смартфонов во время уроков, что, несомненно, правильно. Однако нужно также понимать, что далеко не все верное следует утверждать в форме запретов. Ребенок, как я уже говорил ранее, только экранирует действия взрослого, подчас даже мысли, не говоря уже о поступках или о манере поведения... В плохом ребенке каждый родитель должен увидеть свои черты.

О чтении книг, образном мышлении и соавторстве

Современные ученые давно подметили, что зависимость от гаджетов приводит к интеллектуальной и культурной деградации человека. В то время как чтение книг помогает развивать заложенный в нас дар слова и совершенствует образное мышление. …Чтение художественной литературы - это то, что педагоги должны всячески воспитывать в детях и молодежи. Книга всегда предпочтительнее, чем фильм. Всегда! Потому что в фильме вы не автор, вы потребитель, а читая книгу, вы становитесь соавторами.

О любви, невозможной без жертвы

Как писал апостол Павел, формулируя золотой принцип отношения человека к окружающему миру, "все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Эти слова можно и на стене в классе повесить. Да, все позволительно, но подумай, полезно это или не полезно. А если ты вдруг чувствуешь, что позволительное тебя так захватило, что ты стал его рабом, - значит, ты потерял свободу. А это самое страшное! Думаю, слова апостола Павла могут остановить молодых людей от многих грехов, которые совершаются именно в молодом возрасте... Позволительно, но полезно ли - если бы такой анализ предшествовал знакомствам многих молодых людей, то, полагаю, знакомства эти приводили бы к очень добрым последствиям, а не к многочисленным трагедиям в личной жизни. Слово Божие учит нас тому, что любовь и жертва - это синонимы. Проверить, есть настоящая любовь или нет, можно, только пожертвовав собой - необязательно жизнью. Когда муж отдает жене не только зарплату, но и время, заботу, ласку, готовность послушать (может, иногда и то, что слушать не очень хочется) - вот это и есть проявление любви. Когда жена поступает так же - это и есть проявление любви. Не может быть любви без отдачи себя любимому человеку... Я бы об этом говорил в каждом загсе... Это sine qua non, как говорили латиняне, непременное условие всякого семейного счастья. Но достаточно сложно реализуемое, ведь человек, вступая в брак, обычно думает о себе больше, чем о другом. Понравилась девушка, понравился юноша - человек исходит из своих собственных чувств. Конечно, он заинтересован и в ответных чувствах, но опять-таки применительно к себе - меня полюбили или не полюбили? В центре - я сам, а любовь предполагает отдачу себя.

О тех, кто отдает жизнь за Родину

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други св оя". Вот наши ребята, которые сейчас погибают за Родину, за нас с вами, они ведь нас не знают, но отдают жизнь свою. И Господь принимает эту жертву как великое проявление любви к Отечеству. А Отечество - это не абстрактное понятие, это в первую очередь народ. Это значит, что человек погибает, свидетельствуя тем самым о любви к своему народу. А спросите такого парня на привале - он вам ничего этого не скажет. Он об этом даже не думает. Но он так действует, потому что эта ценность является органической частью его мировоззрения, его души.

О любви к чужим детям

Что такое любовь к детям? Вот сидит двадцать, тридцать или сорок детей - и ко всем любовь? А если быть совершенно честным перед самим собой: когда у учителя в коридоре собственный ребенок заплачет, он или она не побежит к нему? Конечно, побежит, потому что любит его больше, чем детей в классе.

Наверное, - самое тяжелое для педагога, по-настоящему полюбить чужого ребенка. Неформально. С трепетом. Как своего собственного

Хотел бы процитировать В.А. Сухомлинского... В своем главном труде "Сердце отдаю детям" он одним из самых ценных качеств педагога называет глубокую любовь к детям. Эта любовь сочетает в себе душевную ласку с мудрой строгостью и требовательностью. Вот это, наверное, - самое тяжелое для педагога. По-настоящему полюбить чужого ребенка. Неформально, по-настоящему, с трепетом - как своего собственного. Так, чтобы страх захватил сердце, когда ребенок вдруг не пришел на урок...

О христианских корнях русской культуры

Русскую культуру невозможно оторвать от ее христианских корней. Ох уж как рвали - и в XVIII веке, и в XIX веке, и в XX, применяя реальную силу. Но ничего не получилось! Мы можем утверждать, что опора на традиционные духовно-нравственные ценности и на наш национальный исторический опыт делает нашу культуру жизнеспособной. Поэтому призываю воспитывать детей в лучших традициях, которые всегда были свойственны нашему народу, и прививать им лучшие человеческие качества - доброту, милосердие, отзывчивость, правдолюбие, самоотверженность, бережное отношение к ближним, к окружающей среде, к окружающему миру, ответственность и духовное благородство.

Подготовила Елена Яковлева

Полный текст выступления патриарха Кирилла можно прочесть на сайте Московского Патриархата.