В РГППУ прошел Всероссийский форум, посвященный системе подготовки педагогов
Двенадцать регионов России и республика Беларусь, более ста тридцати делегатов и десятки докладов: в РГППУ прошел Всероссийский научно-образовательный форум «Профессионально-педагогическое образование в современной России: переход к новому формату кадрового обеспечения».
Форум продлился два дня и затронул множество фундаментально важных тем, касающихся системы среднего профессионального образования. Мероприятие было организовано по поручению Министерства просвещения и приурочено к началу Десятилетия науки и технологий. В своем видеоприветствии участникам форума и.о. ректора Валерий Дубицкий отметил, что РГППУ продолжает формировать методологическую базу, организует и исполняет активную исследовательскую и образовательную повестку в области СПО и инженерной педагогики. «В целях подготовки кадров в этой области университет стремится перейти на новое содержание обучения, в том числе с применением цифровых технологий. Я желаю всем участников форума успеха, обмена новыми идеями и научно-исследовательских результатов совместной работы», — добавил Валерий Васильевич.
Приветственное письмо участникам форума также направил министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов: «Я уверен, что общение в рамках форума поможет каждому участнику найти пути решения профессиональных проблем подготовки кадров».
Первые доклады были заслушаны в рамках пленарной сессии. Петр Кубрушко, профессор, завкафедрой педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева, рассказал о профессионально-педагогическом образовании, его современном состоянии и проблемах. Петр Федорович отметил, что цифровизация меняет условия труда. По прогнозам, это приведет к тому, что к 2035 году исчезнет 30 % рабочих профессий. Искусственный интеллект сможет заменить бухгалтерию и юриспруденцию, а это неизбежно повлечет быструю смену квалификационных требований, необходимость приобретения новых знаний.
«Меняются инструменты реализации системы среднего профессионального образования, но концепция остается той же: СПО — это межотраслевая интеграция педагогической и отраслевой составляющих, — подчеркнул Петр Кубрушко. — Важно вместе работать в этом направлении, создавать учебно-методические центры, помогающие управлять процессом. Это позволит формировать команды узких специалистов, которые будут помогать разрабатывать те или иные методические решения».
Директор научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (г. Москва) Владимир Блинов представил доклад на тему «Педагог профессионального образования: личность и компетентность». В своем выступлении он подчеркнул, что перед вузами стоит общая задача: формировать в будущих специалистах не только профессиональные компетенции, но и развивать их личность. «Педагоги СПО работают на стыке двух сфер: трудового воспитания и личностного развития. Роль преподавателя заключается не только в том, чтобы вывести специалиста на рынок труда, но и дать ученику возможность развиваться умственно и нравственно. Помимо этого, педагогу нужно иметь профессиональную квалификацию: он должен быть не просто преподавателем, но и профессионалом в своей сфере, — отметил Владимир Игоревич. — Нам необходимо сообща выработать стандарты педагогов профессионального образования, так как воспитать в обучающемся достойную личность может только педагог, сам являющийся такой личностью».
В РГППУ прибыла делегация и из Республики Беларусь. Алексей Дробыш, канд. техн. наук, декан инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета рассказал о том, как в стране развивается национальная система подготовки инженерно-педагогических кадров.
«В нашей стране была введена новая специализация «инженерно-педагогическая деятельность», обеспечивающая подготовку бакалавров квалификации «инженер-педагог». Такое решение обусловлено концепцией развития системы образования республики Беларусь до 2030 года. В планах — внедрение в систему профессиональных стандартов инженерно-педагогической деятельности, расширение практик обучения учащихся на рабочих местах, повышение системы переподготовки специалистов для сферы образования», — сообщил Алексей Анатольевич.
Выступление вызвало оживленную дискуссию, в ходе которой участники обсудили возможность сотрудничества вузов России и Беларуси в части обмена методологическими наработками.
После пленарной сессии участники разделились по секциям, чтобы обсудить ряд важных тем, таких как развитие профессионально-педагогического и профессионального образования в изменяющихся условиях, онлайн-образование в трансформирующейся среде, профессиональное развитие педагога среднего профессионального образования.
«Сегодня система СПО переживает второе рождение: реализуется федеральный проект «Профессионалитет», в который нужно привлечь новые педагогические кадры, — отметил по итогам встречи первый проректор РГППУ Андрей Феоктистов. — РГППУ — уникальный вуз: он единственный в России готовит специалистов для системы среднего профессионального образования. Именно поэтому проведение форума было необходимо: вместе с коллегами из других регионов мы сообща подумали, как улучшить кадровое обеспечение».
Слова Андрея Владимировича поддержал и Владимир Блинов. «Мы неслучайно выбрали для проведения секций площадку технопарка: РГППУ является ведущим учреждением высшего образования в части подготовки педагогов высшего профессионального образования. Сейчас происходит перезагрузка системы СПО, и именно РГППУ будет тем вузом, который примет участие в разработке программ для системы образования. В деятельность университетов сейчас добавляется цифровизация и профориентация детей, и открытие технопарков в России — необходимый элемент для улучшения качества их жизни. Наша задача — сообща разработать требования к квалификациям педагогов, чтобы в вузах и технопарках детей встречали мудрые наставники. Не стоит забывать, что педагогика — это работа с будущим».
В завершение форума прошла научная сессия Научного Совета НЦ РАО РГППУ.