В фантастической литературе популярна тема путешествия в будущее, желания попасть в гости к потомкам. Цель проста: людей посмотреть, да и себя показать. С «посмотреть» всё более или менее ясно, а вот будет ли им на нас столь же интересно смотреть? Не взглянуть, а именно смотреть, смотреть с интересом и вниманием?
Смоделировать это можно, путешествуя в прошлое, то есть, общаясь с теми, у кого есть это самое прошлое, уже состоялась карьера, накоплен жизненный опыт. Польза от этого процесса двойная: мы все путешествуем – одни в прошлое (далёкое или не очень), другие в «параллельное» настоящее.
Фото 1-3: Три грации и всем одно им имя – Санникова Нина Георгиевна. 1962, 1972, 2012 г.
Сначала в далёкое прошлое: Макаренко Антон Семёнович. Именно его идеи когда-то привлекли, а затем стали частью жизни Нины Георгиевны Санниковой, главной героини этого рассказа. Начнём с цитаты, имеющей к ней непосредственное отношение: «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома». Родители Нины Георгиевны много работали, чтобы достойно воспитать всех своих восьмерых детей, не всегда успевая каждому из них уделить внимание, но результат доказывает истинность приведённой цитаты: все дети выросли достойными людьми, все получили высшее образование, а Нина ещё и степень кандидата педагогических наук.
Фото 4: Большая семья Санниковых на «золотой» свадьбе родителей,
06.07.1977. Санникова Н.Г. сидит рядом с отцом.
И в дальнейшем этот «закон Макаренко» тоже сработал, принёс пользу: вместе с авторитетом в научном педагогическом мире была выращена своя семья и сын Алексей, оправдавший многие родительские надежды.
Фото 5: Санникова Н.Г. с мужем, Бибарсовым И.Ю., и сыном Алексеем.
Продолжим путешествие теперь уже в не такое уж и далёкое прошлое. Для Нины Георгиевны всё это время может и не главной, но очень важной частью жизни была работа. Работать было не привыкать: учёба на «отлично» в школе, соперничество в знаниях с сокурсницами в педагогическом училище (а на курс поступили только отличники, так высока была конкуренция на вступительных экзаменах!), вечное негласное соревнование «кто кого» между вожатыми и воспитанниками в международных и местных пионерских лагерях…
Фото 6: На педагогической практике в пионерском лагере «Медик», 1962 г. Нина Георгиевна – это девушка, стоящая третьей справа.
Эта закалка-тренировка пригодилась, когда 20-летняя учительница Тетеринской восьмилетки Санникова Н.Г. в метель и мороз шла на другой берег Камы на методические совещания, когда осваивалась в г.Березники (Пермская область) в роли учителя русского языка и литературы, когда стала секретарём Березниковского городского комитета комсомола, когда, курируя строительство Дворца пионеров, смогла всего за год завершить все работы, да и позже ещё не раз. Трудное время, нелёгкие судьбы воспитанников – вот оно поле для воплощения идей Антона Семёновича Макаренко на практике.
Фото 7: С коллегами по Горкому ВЛКСМ г. Березники, 1972 г.
Фото 8: Грамота от Березниковского ГК ВЛКСМ, 28 12 1972.
В нашем путешествии мы всё ближе к нашим временам, но жизнь героини проще не становится, она по-прежнему требует всего и сразу. Когда вам покажется, что жизнь поставила непосильную задачу, подумайте, может, не все свои ресурсы и возможности вы задействовали? Ведь как-то удавалось Нине Георгиевне сочетать работу и учёбу на филологическом факультете Пермского государственного университета, сдачу кандидатского минимума и написание диссертации, организацию школ комсомольского актива, сопровождение детских делегаций в поездках и при этом она просто получала удовольствие от сложной, но такой интересной жизни!
Фото 9: Зарница-1972, Нина Георгиевна во главе игры с 1971 по 1975 г.
Фото 10: Лагерь комсомольского актива, основанный на полном самообслуживании: студенты медицинского, педагогического, кулинарного училищ выполняли все обязанности. Санникова Н.Г. сидит в центре. 1972-74 годы, г.Березники
Фото 11: Почётная грамота от Пермского областного комитета ВЛКСМ, 20 08 1974.
Фото 12: На экскурсии, Пушкинские горы, с.Михайловское, 1978 г.
Наступил период, когда количество впечатлений, знаний, наблюдений за людьми потребовало перехода к новому качеству осмысления накопленного опыта. К тому же, как считает сама Санникова Нина Георгиевна, ей в жизни везло (и везёт) на людей: всегда появлялся человек, который способствовал осуществлению задуманного, помогая направить способности и энергию в нужное русло. Это и классный руководитель из Соликамского педучилища Сарафанова Г.Г., и научный руководитель диссертации Ю.А.Конаржевский, и Ткаченко Алевтина Ивановна, директор СоИна, пригласившая на работу в РГППУ, до которого был Магнитогорский пединститут, аспирантура Челябинского пединститута, Свердловский государственный педагогический институт.
Места работы разные, а научный интерес один: педагогическая система Макаренко А.С., возможности его использования в современности. Ну, разве он ошибался, когда писал, что «словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство»? Нина Георгиевна Санникова не только трепетно, но и деятельно подходит к наследию классика педагогики: активный член Правления Российской Макаренковской ассоциации и руководитель Уральского отделения этой ассоциации в Екатеринбурге, организатор Макаренковских чтений в РГППУ, участник научных конференций разных уровней. Награждение её именной медалью, которых всего три на весь наш большой город, – вполне закономерное следствие.
Фото 13-14: Медаль им. А.С.Макаренко и наградное удостоверение.
Фото 15: Выступление на Международной конференции в честь 115-й годовщины со дня рождения А.С.Макаренко и 100-летия С.Калабалина. Г.Егорьевск, 2003 г.
Фото 16: Монография «Комплексная диагностика личности воспитанника интернатного учреждения», 2006 г.
Благодаря Макаренковским чтениям и студенты получают возможность опубликовать свои исследовательские работы, пополнив портфолио, а если учесть, что последние три года конференция имеет международный статус, ценность публикации только возрастает.
Нина Георгиевна, накопив опыт, щедро им делится – берите пособия и учебники, пользуйтесь, тем более, что все они прошли строгий отбор, имеют гриф УМО, есть среди них и лауреаты конкурса «Лучшая научная книга»:
Фото 17: Учебное пособие «Технология проектирования развивающей среды учреждения дополнительного образования», 2003 г.
Фото 18: Приглашение к участию в церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса «Лучшая научная книга 2005 года».
Фото 19-23: Учебные пособия Санниковой Н.Г.: «Модели социально-педагогической деятельности», 2005 г.; «Методологические и технологические социально-педагогической деятельности», 2007 г.; «Теоретические основы профессиональной подготовки социального педагога как социально-педагогического менеджера», 2008 г.; «Менеджмент в социально-педагогической деятельности», 2009 г.
Делится Нина Георгиевна опытом, делится теплом, добротой и участием: с 2002 по 2007 год она бессменно руководила кафедрой социальной педагогики и психологии СоИн РГППУ, сумев сплотить коллектив на основе общих целей, создав традиции. Ныне Санникова Н.Г. – профессор этой же кафедры.
Фото 24: Санникова Н.Г. с коллегами в день награждения грамотами Министерства образования РФ.
Фото 25: студенческий актив и преподавательский состав после студенческих педагогических чтений, 2010 г.
Вот так, в окружении учеников и коллег, и проходят сегодня рабочие будни Санниковой Нины Георгиевны, члена МАНПО, кандидата педагогических наук, доцента, профессора кафедры социальной педагогики и психологии.
Фото 26: Удостоверение члена-корреспондента МАНПО, 2006 г.
Фото 27: Удостоверение ветерана труда, 2009 г.
Фото 28: Почётная грамота МО РФ, 14 11 2007.
Будни хоть и рабочие, но продуктивные, порождающие то, что приносит всем нам пользу – новые знания. И именно так рождается та далевская «льгота», благодаря которой мы можем не начинать с нуля, а двигаться дальше с той ступени, которую выстроили те, кто начали движение раньше нас, ведь впереди ещё длинный путь в будущее: Нину Георгиевну вдохновил опыт Макаренко А.С., а нас – её опыт…
В заключение хочется заметить, что хоть и удалось рассказать о многом, но далеко не обо всём: и жизнь нашей героини продолжается, и даже в хорошо знакомом можно найти новое. Например, нам кажется, что о Макаренко известно всё и всем, а знаете ли вы, что актриса Екатерина Васильева приходится внучатой племянницей Макаренко? Я не знала.