Выставка «Подлинная война»

Есть у войны и художественное измерение…

Выставка «Подлинная война»

Жестокий феномен Великой Отечественной войны невообразимо сложен и не одномерен. Его осмысление требует изучения военных документов, мемуаров политиков, полководцев, рядовых участников сражений и тех, кто жил в тыловых районах, статистических данных, отражающих военные, экономические, демографические процессы, кино-фото-фонодокументов, материалов прессы.

Есть у войны и художественное измерение, потрясающе многогранное, включающее сотни великих полотен, созданных в военное время.

И, безусловно, не менее значимой, поистине бесценной частью художественного измерения войны были рисунки, созданные рядовыми участниками и современниками тех величественно-страшных лет. Войну рисовали солдаты и офицеры в паузах между сражениями, рисовали учащиеся ремесленных училищ в кратких промежутках между рабочими сменами, рисовали дети блокадного Ленинграда (рисунки Тани Вассоевич).

Два взгляда на войну — взрослого на фронте и ребенка в тылу — такие разные и такие похожие.

Первый взгляд, представленный на нашей выставке, принадлежит детям той военной поры, школьникам Свердловска, Красноуральска, Красноуфимска. В войне они видят, прежде всего, саму войну. Герои их рисунков — пулеметчики, танкисты, кавалеристы, сюжеты — важнейшие битвы — под Ленинградом, Москвой, на улицах Сталинграда. Даже «тыловые» сюжеты прямо связаны с военной техникой, например с производством танков.

Второй взгляд принадлежит участнику войны, художнику Уральского Добровольческого танкового корпуса, гвардии рядовому Виктору Цигалю. Собственно военные действия (подбитые немецкие «Тигры», саперы за работой), как ни парадоксально, находятся на периферии внимания военного художника. Главное его внимание привлекают сюжеты, показывающие гуманитарные аспекты войны: бойцы, играющие в короткие часы досуга на гитаре, пианино и даже скрипке, спящий прямо на руле грузовика уставший шофер, девушка-боец, поправляющая прическу, глядя в зеркальце, напуганные оккупантами дети, сожженные деревни, бытовые подробности жизни в освобожденных районах, даже животные, уцелевшие в военном пекле. Зарисовки, сделанные быстрыми, но точными штрихами, показывают самого человека в нечеловеческих порой военных условиях. То есть то, что редко отражают официальные документы, но что мы должны были обязательно узнать о войне.

Материалы предоставлены Центром документации общественных организаций Свердловской области

Текст и оформление выставки: кафедра документоведения, истории и правового обеспечения РГППУ