Забытые памятники Урала. Выпуск 7: памятник горного дела - Шахты Дегтярска

В 1904 году восточном склоне горы, которая называлась Лабаз-Камень возник небольшой поселок углежогов и дегтярей, получивший название Дегтярка.

Что: Памятники горного дела - шахты.

Где: город Дегтярск, Свердловская область.

Когда: начало XX –го века.

Кем: в интересах Ревдинского завода Демидовых.

В 1904 году восточном склоне горы, которая называлась Лабаз-Камень возник небольшой поселок углежогов и дегтярей, получивший название Дегтярка.

Первыми поселенцами Дегтярска были углежоги, выжигавшие древесный уголь для доменных печей Ревдинского железоделательного завода А.Н. Демидова. Попутным промыслом была выгонка дегтя из бересты, смолы и сосновых пней. Постепенно на восточном склоне горы, которая носит сейчас имя Караульной (высота 436.5 м, раньше она называлась Лабаз-Камень или Лабаз), в 1904 году возник небольшой поселок углежогов и дегтярей, получивший название Дегтярка.
В северной части Лабаз-Камня еще в конце XIX века находились в эксплуатации два рудника – Дегтярский и Истокинский (Дегтярский и Ревдинский рудник), разрабатывавшие карьерами бурые железняки «железной шляпы» на севере от горы Лабаз.
В начале 1914 года сделано экономическое обоснование и намечена закладка двух главных эксплуатационных шахт «Москва» и «Петербург». 26 сентября (4 октября по новому стилю) 1914 года геолог округа Артемьев подписал первый обоснованный подсчет запасов руды. Этот день считается датой начала промышленной эксплуатации Дегтярского рудника.
В 1930-1933 годах проведена коренная реконструкция рудника, запроектировано и начато строительство двух капитальных шахт, рассчитанных на вскрытие и полную отработку Дегтярского месторождения с проектной мощностью 4 млн. тонн руды в год. В 1939 году начала выдавать руду шахта «Капитальная №2», а в 1940 году – шахта «Капитальная №1». Постройка капитальных шахт позволила значительно увеличить добычу руды и обеспечить нужды Среднеуральского медеплавильного завода.

Сейчас от бывшего рудника, который снабжал весь СССР серной рудой, остались подземные тоннели и малая часть наземных построек (и те в разрушенном состоянии). Вот так стало забытым то, чем славился этот маленький городок.

Студент Машиностроительного института, группа ТО-101 Осипов И.М